Apr 27, 2020 21:55
Преп. Максим Исповедник: "Одни из заповедей Закона необходимо соблюдать и телесно и духовно, а другие - только духовно. Например, “не прелюбодействуй”, “не убий”, “не укради” и подобные им следует соблюдать и телесно и духовно, причем при духовном соблюдении - втройне [*]. [Заповеди же] обрезания, хранения субботы, заклания агнца, вкушения опресноков с горькими травами [**] и тому подобное - только духовно." (Главы о любви, II.86)
[*] τρισσως - может быть, следует переводить: “трояким образом”?
[**] См., например, толкование у свт. Григория Богослова:
““С горьким зелием”, потому что жизнь по Богу горька и трудна, особенно для начинающих, и она презирает удовольствия. Ибо хотя новое “иго благо, и бремя легко”, как слышишь (Мф. 11:30), но оно таково по причине надежды и воздаяния, которое несравненно щедрее, нежели чего заслуживало бы здешнее злострадание. А без сего кто не сознается, что Евангелие гораздо труднее и тягостнее законных постановлений? Закон возбраняет совершение грехов, а нам обращаются в вину и причины, почти как действия. Закон говорит: “не прелюбы сотвориши” (Мф. 5:27). А ты не имей и вожделения, не возжигай страсти любопытным и внимательным воззрением. В Законе сказано: "не убиеши" (Мф. 5:21). А ты не только не мсти за удар, но даже отдай себя в волю бьющему. Столько последнее любомудреннее первого! Закон говорит: “не во лжу кленешися” (Мф. 5:33). А ты вовсе не клянись, ни мало, ни много, потому что клятва рождает клятвопреступление. Закон говорит: “не совокупляй дом к дому, и село к селу” (Ис. 5:8), “убога насильствуя” (Иез. 22:29). А ты отдай с готовностью и приобретенное правдой, обнажи себя для нищих, чтобы с легкостью взять тебе крест и обогатиться невидимым.” (Слово 45)
святитель Григорий Богослов,
преподобный Максим Исповедник