Методология Отцов

May 07, 2016 13:02

Святитель Григорий Богослов. Процветали и прекрасно шли некогда наши дела; тогда во Дворы Божии не имело доступа это излишнее, сладкоречивое и ухищренное богословствование. Напротив, сказать или услышать о Боге что-нибудь новое и удовлетворяющее одному любопытству, значило то же, что играть в камни и скоростью их перекидывания обманывать зрение, или забавлять зрителей разнообразными и женоподобными движениями тела. Простота же и благородство слова почитались благочестием. Но после того как Сексты и Пирроны и охота к словопрениям, подобно какой-то тяжкой и злокачественной болезни, вторглись в наши церкви, пустословие стали почитать ученостью, и, как в книге Деяний говорится об афинянах (17:21), мы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать новое; с этого времени какой Иеремия, один умеющий составить плач, равномерный страданиям, оплачет наш позор и омрачение! (Слово 21)

Святитель Фотий Константинопольский, пересказывая святителя Евлогия Александрийского, говорит так:

"Но всякая ипостась сущего есть существующая сама в себе. Свойство же каким образом может существовать само в себе, кроме как будучи утверждено в чем-то другом, чьим свойством и называется? Божественную Сущность хор святых отцов, уча, провозглашает в трех Ипостасях, но никто не говорит: «в трех свойствах». И напротив, свойства созерцаются в сущности и по отношению к сущности, а сущность сама по себе в свойствах не явлена. Но если [Григорий] Богослов и говорит об одной природе, сущей в трех особенностях (μιαν φυσιν εν τρισιν υπαρχειν ιδιοτησιν), то, вопервых, надо сказать, что особенность и свойство - не одно и то же (ου ταυτον ιδιοτης και ιδιωμα). Так что, во-вторых, если этот отец и пользовался этим именованием, беря его вместо ипостаси, то значит кто-то [до него] уже догматически учил о тождестве ипостаси и особенности в собственном смысле. Если же особенность установлена как характерный признак ипостаси (ει δε και χαρακτηριστικον καθεστηκεν η ιδιοτης της υποστασεως), как думалось [святому] Василию [Великому] и многим другим отцам, то не неуместно было Григорию сказать «в трех особенностях» (εν τρισιν ιδιοτησιν), [не утверждая, тем самым,] что ипостась и особенность есть одно и то же, но что ипостась именуется преимущественно из своей характеристики, то есть из особенности. Поэтому и продолжает он, мыслящие, совершенные и существующие Сами по Себе Существа никто имеющий ум не принял бы за свойства." (Святитель Евлогий Александрийский. Фрагменты из христологических и триадологических сочинений (Перевод и примечания П. К. Доброцветова, редакция Д. С. Чепеля) // Христианское чтение №7-8, 2009. С. 143-144)

святитель Григорий Богослов, святитель Евлогий Александрийский, святитель Фотий Константинопольский

Previous post Next post
Up