May 11, 2015 12:11
Священномученик Дионисий Великий. Между тем боги, которых поэты воспевают у них как «подателей благ» (1), у этих философов с насмешкой восхваляются за то, что никому не могут, даровать никаких благ и сами не причастны им. Да и на каком основании они называют их богами? Они не видят ни присутствия, ни какого-либо действия богов, подобно людям, которые удивляются солнцу, луне и звездам и утверждают, что эти светила названы богами (θεούς) по причине движения (θεεῖν); не признают они за богами никакого мироправления или творчества, чтобы сделать их богами (θεούς) за их деятельность (θεῖναι), т. е. творение [ибо воистину ради этого единый Творец и Промыслитель, вселенной есть Бог (Θεός)]... (О природе, 7)
(1) Так называются боги у Гомера в Одиссее, песнь V, ст. 325, и 335 и вдругих местах.
Святитель Григорий Богослов. Ибо имя Θεος (Бог), которое искусные в корнесловии производят от θέειν (бежать) или αιθειν (жечь), по причине приснодвижимости и силы истреблять худое (почему Бог именуется и огнем истребляющим (Втор.4:24), есть имя относительное, а не отрешенное, подобно как и имя «Господь», которое также принадлежит к наименованиям Божиим. (Слово 30)
святитель Григорий Богослов,
священномученик Дионисий Великий