Христос Воскресе!

Apr 12, 2015 21:03




Святитель Григорий Богослов. Но цель другого врачевания - окрылить душу, похитить из мира и предать Богу, сохранить образ Божий, если цел, поддержать, если - в опасности, обновить, если поврежден, «вселить Христа в сердца» (Еф.3:17) Духом; сказать короче: того, кто принадлежит к горнему чину, сделать богом и причастником горнего блаженства. Этого хотят для нас и охраняющий закон, и посредствующие между Христом и законом Пророки, и Совершитель и конец духовного закона - Христос, и истощившее Себя Божество, и воспринятая плоть, и новое смешение - Бог и человек - единый из Божества и человечества, и через единого то и другое.

Для этого Бог стал причастен к плоти через посредство души, и далекое между собой совокуплено через сходство посредствующего за тем и за другим; все соединилось в единое за всех и за единого Праотца, душа за душу преступившую, плоть за плоть, покорившуюся душе и вместе осужденную; Христос, не причастный к греху и высший греха, за Адама, бывшего под грехом. Для этого ветхое заменено новым; страданием воззван страдавший; за каждый наш долг воздано особо Тем, Кто превыше нас; и открылось иное таинство - человеколюбивое Божие смотрение о падшем через непослушание.

Для этого - рождение и Дева, для этого - ясли и Вифлеем; рождение вместо создания, Дева вместо жены, Вифлеем вместо Эдема, ясли вместо рая, малое и видимое вместо великого и сокровенного. Для этого - ангелы, славящие Небесного, сделавшегося потом Земным, пастыри, видящие славу на Агнце и Пастыре; звезда путеводная; волхвы, поклоняющиеся и приносящие дары, чтобы прекратилось идолослужение. Для этого Иисус приемлет крещение и свидетельство свыше; для этого постится, подвергается искушению и побеждает победившего. Для этого изгоняются демоны, исцеляются болезни и великое дело проповеди поручается малым и совершается ими. Для этого приходят в смятение народы и люди помышляют тщетное.

Для этого - древо за древо и рука - за руку; рука, мужественно распростертая, за руку, невоздержно простертую; руки пригвожденные - за руку своевольную, руки, соединяющие воедино концы мира, - за руку, извергшую Адама. Для этого - вознесение на Крест за падение, желчь за вкушение, терновый венец за худое владычество, смерть за смерть, тьма для света, погребение за возвращение в землю, воскресение для воскресения.

Все это было для нас Божиим некоторым детоводительством и врачеванием нашей немощи, возвращающим ветхого Адама туда, откуда он ниспал, и приводящим к древу жизни, от которого удалил нас плод древа познания, безвременно и неблагоразумно вкушенный. (Слово 3)

святитель Григорий Богослов, Пасха, догмат Искупления, икона

Previous post Next post
Up