Святитель Григорий Богослов. Процветали и прекрасно шли некогда наши дела; тогда во дворы Божии не имело доступа это излишнее, сладкоречивое и ухищренное богословствование. Напротив, сказать или услышать о Боге что-нибудь новое и удовлетворяющее одному любопытству, значило то же, что играть в камни и скоростью их перекидывания обманывать зрение, или забавлять зрителей разнообразными и женоподобными движениями тела. Простота же и благородство слова почитались благочестием. Но после того как Сексты и Пирроны и охота к словопрениям, подобно какой-то тяжкой и злокачественной болезни, вторглись в наши церкви, пустословие стали почитать ученостью, и, как в книге Деяний говорится об афинянах (Деян.17:21), мы «ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать новое»; с этого времени какой Иеремия, один умеющий составить плач, равномерный страданиям, оплачет наш позор и омрачение! Начало этому бешенству положил Арий, соименный умоисступлению, который и понес наказание за необузданность языка, по действию молитвы, а не по болезни, приняв конец жизни в нечистом месте и рассевшись, как Иуда, за равное с ним предательство Слова. (Слово 21:
http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=21)
В это время подпора и покровитель (1) враждебного нам пастыря (2) переселяется из здешней жизни, положив худой конец нехудому царствованию, но принесши, как сказывают, бесполезное раскаяние при последнем издыхании (!), когда всякий бывает искренним судьей самому себе, по причине ожидающего там судилища. Ибо следующие три дела сознавал он худыми и недостойными своего царствования: умерщвление родственников (3), возвышение цезарем отступника (4) и нововведения в вере; и, как сказывают, со словами раскаяния окончил он жизнь. (Слово 21:
http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=21)
Прим. сост.:
(1) Констанций.
(2) Георгия Каппадокиянина.
(3) Не воспрепятствовал, когда мог, умерщвлению брата Константина, и сам велел умертвить Юлианова брата Галла.
(4) Юлиана.