Слово, мысль

Jan 21, 2014 23:35

Святитель Григорий Богослов. Чтобы достаточно и соответственно достоинству предмета уразуметь и изложить это (учение о Троице -- мое прим.), - для того потребно слово более продолжительное, нежели каково настоящее время, и даже думаю, какова настоящая жизнь. Особенно же, как ныне, так и всегда, потребен для этого Дух, при одном содействии Которого и можно только о Боге и мыслить, и говорить, и слушать. Ибо к чистому должно прикасаться одно чистое и ему подобное. Теперь же кратко упомянул я об этом, с той целью, чтобы видно было, как трудно беседующему о таких предметах, особенно в многочисленном собрании людей всякого возраста и разных способностей, которое, подобно многострунному органу, требует неодинаковых ударений, трудно, говорю, найти слово, которое бы всех наставляло и озаряло светом знания. Трудно уже и потому, что, как опасность с трех сторон, то есть, от мысли, слова и слуха, то невозможно не преткнуться, если не во всем, по крайней мере в чем-либо одном. Ибо если ум не просвещен, или слово слабо, или слух не очищен, и потому не вмещает слова; от одной из этих причин так же, как и от всех, всегда хромает истина. (Слово 3: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=3)

Видите, как слагаю песнь, в которой и слова и мысли Божественны! Сам не знаю, почему горжусь и украшаюсь чужим, от удовольствия делаюсь, как вдохновенный; а презираю все низкое и человеческое, когда одно с другим сличаю и согласую, и что единого Духа, то привожу в единство. (Слово 4: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=4)

Но ежели без пытливости принимаешь рождение (когда так должно выразиться) Сына, или Его самостоятельность (υπόςασις), или пусть изобретет кто-нибудь для этого другое, более свойственное предмету речение (потому что умопредставляемое и изрекаемое превосходит способы моего выражения), то не будь пытлив и касательно исхождения Духа. (Слово 20: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=20)

Но если любопытствуешь о рождении Сына и об исхождении Духа; то полюбопытствую и я у тебя о соединении души и тела: как ты - и перст, и образ Божий? Что в тебе движущее, или движимое? Как одно и то же и движет, и движется? Как чувство пребывает в том же человеке и привлекает внешнее? Как ум пребывает в тебе и рождает понятие в другом уме? Как мысль передается посредством слова? Не говорю о том, что еще труднее. Объясни вращение неба, движение звезд, их стройность, меры, соединение, расстояние, пределы моря, течение ветров, перемены времен года, излияние дождей. Ежели во всем этом ничего не понимаешь ты, человек (уразумеешь же, может быть, со временем, когда достигнешь совершенства, ибо сказано: «взираю па небеса, дело рук Твоих» (Пс.8:4), а из этого можно догадываться, что видимое теперь - не сама истина, но только образ истины; ежели и о себе самом не познал - кто ты, рассуждающий об этих предметах; ежели не постиг и того, о чем свидетельствует даже чувство, то как же предпримешь узнать в подробности, что такое и как велик Бог? Это показывает великое неразумие! (Слово 20: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=20)

Что солнце для существ чувственных, то Бог для духовных: одно освещает мир видимый, Другой - невидимый; одно телесные взоры делает солнцевидными, Другой разумные естества - богоподобными. И как солнце, доставляя возможность видящему видеть, а видимому быть видимым, само гораздо превосходнее видимого, так Бог, устраивающий, чтобы существа мыслящие имели дар мышления, а мыслимые были предметом мышления, Сам выше всего мысленного, и всякое желание останавливается на Нем, далее же никуда не простирается. Ибо далее Его ничего высшего и даже вовсе ничего не находит ум самый любомудрый, превыспренний и любоиспытательный. Бог есть последнее из желаемых, успокоение всех бывших умозрений. (Слово 21: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=21)

Он разрушил древнее и благочестивое исповедание Троицы, подкопав и как бы стенобитными орудиями потрясши Единосущие, а вместе отверз дверь нечестию неопределенностью написанного, под предлогом уважения к Писанию и употреблению давно принятых наименований, в действительности же, чтобы вместо них ввести неписаное (άγραφον) арианство. Ибо слова: "подобен по писаниям" (1), для простых служили приманкой, покрывавшей уду нечестия, - изображением, которое смотрит в глаза всякому мимоходящему, - обувью, сшитой на обе ноги, - веянием при всяком ветре (Сир.5:11). Он основывал права свои на новописаном злоухищрении (2), на клевете против истины; ибо они были мудры на злые дела, но не умели делать добра. Отсюда то хитро придуманное осуждение еретиков, которых они отлучили на словах, чтобы замысел свой сделать привлекательным, а в самом деле выставляли только на вид, обвинив не за тяжкое несчастие, а за чрезмерную охоту писать (3). (Слово 21: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=21)

Прим. сост.:
(1) Слова символа арианского.
(2) По объяснению Никиты, Констанций, по внушению ариан, написал, что слово: «подобный» значит то же, что «единосущный»», а потому не вредит благочестию, если кто употребляет то или другое слово. Ариане воспользовались этим против истинного учения.
(3) Так на Константинопольском соборе арианами осужден был сирианин Аэтий за тщеславие и за чрезмерную наклонность к спорам в сочинениях. Theodorit. Histor. Eccl. I.2 C.28.

...одни несправедливо свергаются с престолов, другие возводятся на их место, и у этих как чего-то необходимого требуют рукописании нечестия, и чернила готовы и доносчик подле. Этому подверглись весьма многие из нас, даже люди самые твердые; они не мыслью пали, но согласились на письме, вступили в единение с лукавыми и в мыслях, и на письме, и сделались причастниками, если не огня, то по крайней мере - дыма. (Слово 21: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=21)

Ибо когда благочестно употребляем выражения: "одна сущность" и "три Ипостаси", из которых первое означает естество Божества, а последнее - личные свойства (ίδιότητας) Трех, и когда римляне, одинаково с нами понимая, из-за бедности своего языка и из-за недостатка наименований, не могут различать сущности от Ипостаси и потому заменяют слово «ипостаси» словом «лица», дабы не подать мысли, что они признают три сущности, тогда что из этого выходит? Нечто весьма достойное смеха и сожаления. Это маловажное состязание о звуках показалось разностью веры. Потом вследствие споров об этом произошло то, что в выражении «три лица», открыт савеллианизм, и в выражении «три ипостаси» - арианизм. Что ж далее? По мере того как с каждым днем прибавлялось что-нибудь хотя несколько огорчительное (так как спор всегда производит огорчения), настает опасность, что вместе со слогами расторгнутся и концы Вселенной. Все это видя и слыша, этот блаженный (святитель Афанасий Великий -- мое прим.), как истинно Божий человек и великий строитель душ, не признал должным оставить без внимания столь неуместное и безрассудное сечение слова, но употребляет свое лечение против такого недуга. Как же он производит это? Со всей кротостью и человеколюбием пригласив обе стороны и строго исследовав смысл выражений, когда нашел их не отступающими от здравого учения и нимало не отличающимися в понятии, предоставляет им употребление разных именований, связует же во едино самим именуемым. Это полезнее продолжительных трудов и речей, какие всякий уже предает писанию, и к которым бывает несколько присоединено честолюбия, и от этого может быть вводится ими нечто и новое в самом учении. Это предпочтительнее многих бдений, возлежаний на голой земле, которые приносят пользу только упражняющимся в них. Это равняется достославным изгнаниям и неоднократному бегству самого Афанасия. Ибо за что решился он терпеть эти изгнания, то самое заботился исполнить по претерпении. (Слово 21: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=21)

Когда же произношу слово "Бог", вы озаряйтесь единым и тройственным светом - тройственным в отношении к особенным свойствам, или к Ипостасям (если кому угодно назвать так), или к Лицам (нимало не будем препираться об именах, пока слова ведут к той же мысли), - единым же в отношении к понятию сущности и, следственно, Божества. (Слово 39: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=39)

Буду крестить тебя, уча во имя Отца и Сына и Святого Духа. Одно же общее имя Трех - Бог. Пусть и образы и слова дают тебе понять, что отвергаешься всякого безбожия, как соединяемый со всецелым Божеством. (Слово 40: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=40)

Науки словесные были для него (святителя Василия Великого -- мое прим.) посторонним делом, и он заимствовал из них то одно, что могло способствовать нашему любомудрию, потому что нужна сила и в слове, чтобы ясно выразить умопредставляемое. Ибо мысль, не высказывающая себя словом, есть движение оцепеневшего. (Слово 43: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=43)

Кто больше Василия [Великого] очистил себя Духу и приготовился, чтобы стать достойным истолкователем божественного Писания? Кто больше его просветился светом ведения, прозрел в глубины Духа, и с Богом исследовал все, что ведомо о Боге? Кто обладал словом, лучше выражающим мысль, так что по примеру многих, у которых или мысль не находит слова, или слово отстает от мысли, не имел он недостатка ни в том ни в другом, но одинаково достоин похвалы за мысль и за слово, везде оказывался равен самому себе и в подлинном смысле совершен? (Слово 43: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=43)

За правое учение, за единение и собожественность (или не знаю как назвать точнее и яснее) в Святой Троице Василий [Великий] охотно согласился бы не только лишиться престолов, которых не домогался и вначале, но даже бежать их, и саму смерть, а прежде смерти мучения, встретил бы он как приобретение, а не как бедствие. (Слово 43: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=43)

И поборникам Духа нет никакого вреда от малого изменения в выражениях, когда под другими словами узнают они те же понятия, потому что спасение наше не столько в словах, сколько в делах. Не следовало бы отвергать иудеев, если бы, требуя удержать на время слово «помазанник», вместо слова «Христос», согласились они присоединиться к нам. (Слово 43: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=43)

Святитель Кирилл Александрийский. И если теперь так много есть смущенных, то как нам не употребить всего старания не только для исполнения обязанности -- благоразумно прекратить соблазн, но и предложить здравое слово веры тем, которые ищут истины. Для этого самым правильным делом нашим будет то, если мы, обратившись к словам святых отцев, постараемся принять их за главное руководство, и, испытывая, по слову Писания, самих себя, аще в вере есмы, наши собственные рассуждения будем, сколько можно, вернее соображать с их верными и непорочными мыслями [Деяния Вселенских Соборов, изданныя в русском переводе при Казанской Духовной Академии. -- Т. 1. -- 3-е изд. -- Казань: Казанская Духовная Академия, 1910. -- 402 с., послание Кирилла к Несторию, с. 145].

Святитель Феофан Затворник. Ныне с молитвою Иисусовою не знать как обращаются. Сколько напридумали прибаутков! - А о существе дела совсем забывают. Оттого выходит, что одни только на словах и останавливаются, твердят: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, но без всякой мысли и чувства. Я называю их шепотниками, или шептунами. Другие останавливаются на ноздренном дыхании и сопят. Это сопуны. Показались еще какие-то такие, которые, будто не имея сил остановить внутреннего движения, начинают кричать: Иисусе... Иисусе... Ии... Ии... Это кликуши. А дело молитвы сей просто: стань умом в сердце пред лицом Господа и взывай: Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, или только: Господи помилуй... милостивый Господи, помилуй мя, грешнаго... или другими какими словами. Сила совсем не в словах, а в мыслях и чувствах. На этом и стойте, и все прибаутки отвергайте, и сами и других тому учите. (Письмо 910. Шепотники, сопуны и кликуши: http://azbyka.ru/otechnik/?Feofan_Zatvornik/pisma=10#1_10)

святитель Григорий Богослов, святитель Кирилл Александрийский, святитель Феофан Затворник, слово, святитель Афанасий Великий, исихазм, мысли, святитель Василий Великий, Святые Отцы

Previous post Next post
Up