Теопасхизм

Jan 19, 2014 17:47

Святитель Григорий Богослов. Прекрасны молитва и бдение: в том убедит тебя сам Бог, Который перед страданием проводит ночь без сна в молитве (Мф.26:39, 42-44). (Слово 14: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=14)

Представляю тебе Христа и Христово истощение за нас и страсти Бесстрастного, и крест и гвозди, которыми я разрешен от греха, и кровь, и погребение, и воскресение, и вознесение и эту трапезу, к которой мы вместе приступаем, и образы моего спасения, совершаемые теми же устами, которыми ходатайствую перед тобой, - это священное и горе возносящее нас тайноводство. (Слово 17: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=17)

Я нередко проливал слезы, представляя себе тогдашнее разлитие нечестия и ныне восставшее гонение на правое слово от представителей слова. Подлинно, обезумели пастыри, по-написанному: «множество пастухов испортили Мой виноградник», посрамили «любимый участок Мой» (Иер.12:10), то есть Церковь Божию, собранную многими трудами и жертвами, закланными до Христа и после Христа, и великими страданиями за нас самого Бога. (Слово 21: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=21)

Веруй, что зло не имеет ни особой сущности, ни царства, что оно ни безначально, ни самобытно, ниже сотворено Богом, но есть наше дело и дело лукавого, и привзошло в нас от нашего нерадения, а не от Творца. Веруй, что Сын Божий - предвечное Слово, рожден от Отца безлетно и бесплотно, и Он же в последние дни родился ради тебя и Сыном человеческим, произошедшим от Девы Марии, неизреченно и нескверно (ибо нет никакой скверны, где Бог и откуда спасение); что Он всецелый человек и вместе Бог, ради всего страждущего человека, дабы всему тебе даровать спасение, разрушив всякое осуждение греха, бесстрастный по Божеству, страждущий по воспринятому человечеству, настолько же для тебя человек, насколько ты ради Него делаешься богом... (Слово 40: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=40)

Возможно ли, хотя осуждать фарисея, проповедовать об уничтожении гордыни, знать, что Христос снизошел до образа раба, вкушал пищу с мытарями, умывал ноги ученикам, не возгнушался крестом, чтобы пригвоздить к нему мой грех, а что и этого необычайнее, видеть Бога распятого, распятого среди разбойников, осмеиваемого мимоходящими - Бога, неодолимого и превысшего страданий, однако же парить самому над облаками, никого не признавать себе равным, как представляется это клевещущим на Василия [Великого]? (Слово 43: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=43)

Если кто не поклоняется Распятому, то он да будет анафема и да причтется к богоубийцам. (Послание 3. К пресвитеру Кледонию против Аполлинария - первое: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/poslaniya=3)

Святитель Феодор Абу Курра.
Феодор. Какие есть виды людей?
Сарацин. Не знаю.
Феодор. Всего [известно], что три: мудрые, средние и глупые.
Сарацин. Согласен.
Феодор. А есть ли из этих трех видов хоть один, признающий, что Бог распят?
Сарацин, как будто уже будучи близок к победе, немедленно отвечает: «Ни одного».
Феодор. Подумай внимательно, дабы ты не увлекся и, ожидая победить, [сам] не оказался бы побежденным.
Сарацин. Я не отказываюсь от своих слов (говорит он); да не будет такого, чтобы когда-нибудь мудрый, средний или глупый признал, что Бог распят.
Феодор. Следовательно, по-твоему, христиане не являются людьми, среди которых вообще есть и мудрые и средние и глупые. (Диалоги с мусульманами. 21. Вопрошание о том, что учение христиан подтверждается с помощью даже самых незначительных [аргументов])

Вдруг перед вами появился человек, чужеземец, нищий и неприметный с виду, и весьма дерзко вопиет ко всем: «Почему вы заблуждаетесь, люди, предпочитая благочестию нечестие?». Вы, естественно, говорите [ему] в ответ: «А каково же, несчастный, то благочестие, которому мы предпочли нечестие?» Он же говорит: «Служить Богу Распятому - вот это и есть истинное благочестие». (Диалоги с мусульманами. 21. Вопрошание о том, что учение христиан подтверждается с помощью даже самых незначительных [аргументов])

святитель Григорий Богослов, святитель Феодор Абу Курра, теопасхизм, святитель Василий Великий, Святые Отцы

Previous post Next post
Up