Святитель Григорий Богослов. Бог же мира, сотворивший обоих едино и возвративший нас друг другу, возводящий царей на престолы и воздвигающий с земли убогого, из низкого состояния возвышающий нищего, избравший Давида, раба Своего, и взявший от стад овечьих того, кто был младшим и юнейшим из сынов Иессеевых... (Слово 3, часть 117:
http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=3)
Господь низлагает «сильных с престолов» (Лк.1:52) и «того, о ком не думали», украшает «венцом» (Сир.11:5); заимствую и это из Божественного Писания. Он немощные колена облачает мужеством и сокрушает «мышцы нечестивых и неправедных» (Пс.36:17); и это беру из другого Писания, как приходит мне на память, которое-либо из многих мест, восполняющих мою песнь и слагающихся в одно благодарение. (Слово 4, часть 12:
http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=4)
Через слово я обуздываю порывы гнева, им усыпляю иссушающую зависть, им успокаиваю печаль, оковывающую сердце, им уцеломудриваю сластолюбие, им полагаю меру ненависти, но не дружбе (ибо ненависть должно умирять, а дружбе не должно знать пределов). Слово в изобилии делает меня скромным и в бедности великодушным, оно побуждает меня идти с идущим твердо, простирать руку помощи падающему, сострадать немощному и сорадоваться возмогающему. С ним равны для меня и отечество, и чуждая страна, и переселение для меня - не более, как переход с одного чужого места на другое, не мое. (Слово 6:
http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=6)
Познав это, братия, обнимем и облобызаем друг друга, будем искренно едины, будем подражать «Разорившему средостение ограды» и кровью Своей все собравшему и примирившему. Скажем этому общему отцу, досточтимому старцу, кроткому и тихому пастырю: видишь ли, какая награда за смирение? «Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе» (Ис.60:4). Они собраны, как ты того желал, и чего единого просил день и ночь, дабы закончить свое странствование в старости доброй. (Слово 6:
http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=6)
От них Горгония получила бытие и славу; отсюда в ней семена благочестия; от них и добрая жизнь ее и мирное отшествие со спасительными надеждами. Конечно, и это уже прекрасно и не всегда бывает уделом тех, которые много хвалятся благородством и гордятся предками. Но если о Горгонии должно рассуждать с большим любомудрием и возвышеннее, то ее отечество - горний Иерусалим, не зримый, но умосозерцаемый град, где и нам предоставлено гражданство, куда и мы поспешаем, где гражданин - Христос, а сограждане - весь торжествующий сонм и Церковь первородных, окрест этого великого Градозиждителя празднующих в созерцании славы и ликующих непрестанным ликованием. А благородство ее - соблюдение образа Божия, уподобление Первообразу, совершаемое умом и добродетелью, и чистое желание, которое непрестанно более и более преобразует нас по Богу в истинных тайнозрителей горнего, знающих - откуда мы, какими и для чего сотворены. Так понимаю я; а потому знаю и говорю, что душа Горгонии одна из благороднейших под солнцем; и мое мерило, мой уровень благородства и худородства лучше, нежели у черни; я различаю это не по крови, но по нравам сужу; о хвалимых или осуждаемых не по родам, но по свойствам каждого. (Слово 8:
http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=8)
Прекрасно человеколюбие: свидетель - Он же, Иисус, Который не только сотворил человека на «добрые дела» (Еф.2:10) и сочетал с плотью Свой образ, показывающий путь ко всему наилучшему и возводящий нас - странников - к горним благам, но и Сам сделался ради нас человеком. (Слово 14:
http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=14)
(Святитель говорит от лица Маккавеев -- мое прим.) Наше отечество - горний Иерусалим, которого никакой Антиох не отважится держать в осаде и не понадеется взять; так он крепок и неодолим! Наше родство - Божие вдохновение и все доблестно рожденные. Наши друзья - пророки и патриархи, служащие для нас образцом благочестия. Наши сверстники - все ныне бедствующие и современные нам в терпении. А храмом у нас великолепное небо; и празднество наше - ликостояния Ангелов. У нас одно великое, даже величайшее и для многих сокровенное таинство - Бог, Который есть цель и здешних таинств. (Слово 16:
http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=16)
Или, если угодно, злоумышлявшие против Самсона сперва обрезали у него волосы, в которых заключалась его сила, потому взяли уже Судию и надругались над ним, как хотели и столь же властительски, как он обходился прежде с ними. Так поступили и наши иноплеменники; сперва исторгли у нас нашу силу, остригли славу Церкви и потом уже насладились догматами и делами нечестия. (Слово 21:
http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=21)
Он (Юлиан отступник -- мое прим.) почитал маловажным делом покорить своей воле весь род христианский, а великим - восторжествовать над Афанасием [Великим] и над той силой, какую имел он в нашем учении. (Слово 21:
http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=21)
Поэтому Киприан, отсутствуя телом, присутствовал с подвижниками духом, разделял их подвиги; и когда не может он содействовать живым словом - помогает писаниями. А каким образом? Издали предводительствует Христовым воинством, пишет увещания, восхваляет благочестие, и своими посланиями один производит едва не больше мучеников, чем другие лично, находясь вместе с подвизающимися. Бедствующих за доброе дело убеждает он - ни отечества, ни рода, ни богатства, ни владычества, ни всего земного не предпочитать истине и наградам, какие уготованы добродетели на небеси. Внушает, что самая выгодная купля - каплями крови приобрести небесное царство и за временные блага получить вечность славы. Ибо для душ возвышенных одно отечество - Духовный Иерусалим, а не здешние города, которые заключены в тесные пределы и часто меняют своих обитателей; одна знаменитость рода - хранить в себе Божий образ и уподобляться Первообразу... (Слово 24:
http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=24)
Но Рождество праздновали, как должно, и я - начинатель праздника, и вы, и все, как заключающееся в мире, так и надмирное. Со звездой шли мы, с волхвами поклонялись, с пастырями были озарены, с ангелами славословили, с Симеоном принимали в объятия, и с Анной, престарелой и целомудренной, «исповедалися Господеви». И благодарение Тому, Кто «во своя прииде» как чуждый, чтоб прославить странника! (Слово 39:
http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=39)
Но как создал несуществовавших, так воссоздал получивших бытие - созданием, которое божественнее и выше прежнего, и которое для начинающих есть печать, а для совершенных возрастом - благодать и восстановление образа падшего через грех, чтобы, от отчаяния делаясь худшими, и непрестанно увлекаемые им в большее зло, по тому же отчаянию совершенно не стали мы вне блага и добродетели, и впав «во глубину зол», как сказано, «не вознерадели» (Притч.18:3), но чтобы, как совершающие дальний путь, по успокоении от трудов в гостинице, так и мы, по обновлении, с охотой довершили остальной путь. (Слово 40:
http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=40)
Припал к тебе странник, не имеющий дома, пришедший издалека? Прими в его лице Соделавшегося ради тебя странником, даже странником между Своими, Водворившегося в тебя благодатью и Привлекшего тебя к горнему жилищу. (Слово 40:
http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=40)
Если бы видел я, что Василий величался родом и происшедшими от его рода, или чем-либо совершенно маловажным, но высоко ценимым у людей, привязанных к земному, то при перечислении всего, что мог бы сказать я к чести из времен преждебывших, явился бы у меня новый список героев, и я ни в чем не уступил бы преимущества историям, но сам имел бы то преимущество, что стал бы хвалиться не вымыслами и мифами, а действительными событиями, свидетели которых многочисленны. (Слово 43:
http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=43)
У других бывают иные прозвания, или отцовские, или свои по роду собственного звания и занятия, но у нас одно великое дело и имя - быть и именоваться христианами. И этим хвалились мы больше, нежели Гигес (положим, что это не басня) поворотом перстня, посредством которого стал он царем Лидийским, или Мидас золотом, от которого он погиб, как скоро получил исполнение желания и стал (это другая фригийская басня) все обращать в золото. (Слово 43:
http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=43)
Но я утружден жизнью, едва перевожу дыхание на земле, уязвляемый множеством бедствий от врагов и от друзей, что и огорчает меня чрезмерно. Потому плачу и припадаю к Твоим коленам. Подай мертвецу Твоему кончину жизни, подай утружденному отдохновение, и возведи меня к легчайшей жизни, для которой терплю скорби, и перенес тысячи горестей; восхитив в ангельские лики, приблизь путника к небесному чертогу, где слава единого великого Бога, сияющего в трех Светах! (Стихотворения исторические. 42. Плач. О собственных своих бедствиях и молитва ко Христу о прекращении жизни:
http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/pesnopen=17)
Увы мне! Спешу к небу, к Божией обители, но меня держит эта плоть: нет мне выхода из многоскитальческой жизни, из ненавистного греха, который привязал меня к дольнему, отовсюду оглушая внезапными заботами, подающими красоту и дарования души. Но Ты, Царь, разреши, разреши меня от земных уз, и вчини в небесное ликостояние! (Стихотворения исторические. 49. Плач и моление ко Христу:
http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/pesnopen=27)
А поскольку живущие по Богу и руководящиеся тем же Евангелием - все друзья между собой и сродники, то почему же не выслушать от меня, если скажу открыто о том, о чем все говорят, но только шепотом? (Письма. 11. К Григорию Нисскому (16):
http://www.golden-ship.ru/knigi/1/grigoriy_boboslov_pisma.htm)