<Написано в мае 2015 г.>
Банкротство украинского капитализма, прежде всего. его неспособность обеспечить сколько-нибудь устойчивый экономический рост, а отсюда - неоправдавшиеся ожидания захваченных им масс (Украина до сих пор не достигла уровня производства 1990 г.), бедность этих масс, особенно сельских и, наряду с этим - богатство крупнейших денежных воротил - внутренняя пружина всех политических кризисов, последнего - в особенности.
Украинская буржуазия запуталась в противоречиях, в борьбе за власть и влияние крупнейших группировок, ей нечего предложить народу. Именно поэтому рождается миф о "европейском пути развития", а соответственно - все недостатки реального капитализма списываются на то, что он "не такой", "неправильный", нереформированный. История повторяется: раньше ожидания были направлены на капитализм "вообще", сегодня - на "европейский", "правильный" капитализм. Несостоявшийся "средний класс" лелеет мечту примазаться к барскому столу "золотого миллиарда" - "на пути в Европу". Следовательно, все прошлое - особенно экономические связи, оставшиеся от СССР (прежде всего, с Россией) - обуза, от которой нужно отделаться. Европейская приманка - это иллюзорное объяснение причин краха и, вместе с тем, якобы выход из него.
Идеологически это неизбежно требует полного отрицания всего советского наследия. Таким образом, "общеклассовая" вражда буржуа к коммунизму, на Украине (как и в других странах) приобретает идеологическую оболочку национализма, национального "возрождения", уничтожения того, что, якобы, ущемляло и ущемляет нацию в ее развитии. Буржуазия не выдумывает национализм, а берет его в готовом виде, поскольку он уже существовал со времен начала складывания украинской нации на основе капиталистического развития дореволюционного периода. Бандеровщина - идеология недобитого куркульства, сельской мелкой буржуазии Запада Украины - несмотря на все ее вопиющее противоречие с требованиями современного развития, - как идеологический костюм движения довольно таки широких масс, оказывается единственным инструментом в руках укробуржуазии, противостоящей, во-первых, своему народу, во-вторых, тем слоям своего класса, которые зависят от экономических связей с Россией. Последние, в свою очередь, "борьбой" за интересы "русской Украины" прикрывают свою борьбу за власть и влияние с конкурентами. Отсюда и полное соответствие активности "евромайданных" сил и их противников карте электоральных предпочтений: ПР и КПУ, с одной стороны, и главные укронационалистические (по своему идеологическому набору) партии - с другой.
Второй аспект. Капитализму на Украине сегодня нет реальной альтернативы. Капитализм в Украине не только сам обанкротился, но и не успел организовать армию пролетариев - его могильщиков. Соответственно, нет почвы для массового социалистического движения, а потому пауперизация народа гораздо скорее оборачивается его правой радикализацией, чем ростом левых сил. Итог: или "европейский вектор" и уничтожение Украины как цивилизованной промышленной страны, или "пророссийский вектор", позволяющий, по крайней мере, получить какие-то перспективы сохранения части современного промышленного и проч. потенциала, сохранить промышленных рабочих как ядра пролетариата, сохранить и социалистическую перспективу Украины.
Все внешнеполитические обстоятельства, кои мы не отрицаем, не первопричина событий, хотя и определяют в значительной мере их форму. Но нас, в первую очередь, интересуют интересы и перспективы нашего класса и международного рабочего движения, заинтересованного в росте и обострении классовой борьбы пролетариата против капитала во всем мире, а не в том, чтобы еще один национальный отряд пролетариата (и человечества) погрузился в трясину мракобесия и реакции.