vwr

О так называемой "бюрократической диктатуре".

Jul 09, 2010 20:10



Собираясь в далекий путь оставляю здесь едва начатый текст - точнее, короткое введение к нему. Авось за то время, что меня не будет, кто-то найдет или сам напишет по этой теме нечто такое, что сделает излишним для меня оканчивать.


Бюрократия - не отличительная принадлежность всякого государства. Государства без бюрократии - не редкость в истории. Бюрократия всегда появляется там, где возникают условия для формирования чрезмерной самостоятельности государства по отношению к обществу и часто выступает как форма господства государства над обществом.
Римская республика не знала бюрократии, но тут же получила ее при переходе к принципату, а в позднейшем его развитии в империю бюрократический аппарат усилился чрезвычайно, хотя и не стал господствующей политической организацией, каковой все время оставалась армия.
В феодальных монархиях государство совпадало с господствующим классом феодалов, и только при переходе к абсолютизму возникает государство как "правительственная машина", как подчиненный монарху аппарат власти и управления, не совпадающий непосредственно с господствующим классом или даже противостоящий ему.
В России одновременно с установлением абсолютизма при Иване Грозном появляются и "приказы", сосредоточивающие в своих руках значительную власть.
Английский абсолютизм - исключение. Английская бюрократия по своему происхождению - явление имперской колониальной эпохи, неразрывно связанное также с ростом милитаризма.
Государство как политическая сила, как орган господства одного или нескольких классов над другими, т. е. одной части общества над другою - уже в силу этого обладает определенной самостоятельностью по отношению к обществу, во-первых, потому, что, по общему правилу, является органом меньшинства, подавляющим большинство, во-вторых - потому, что как орган господства приобретает самостоятельность и по отношению к тем, чье господство защищает, как средоточие власти класса, относительно независимое от каждого отдельного члена господствующего класса.

Независимость движения политической силы, таким образом, явление, свойственное всем организованным в государство обществам. Чрезмерная же самостоятельность или господство государства над обществом - явление, свойственное только некоторым отдельным периодам исторического развития. В основе такого явления всегда лежит относительная или абсолютная слабость общественных классов, выпускающих из своих рук бразды правления самим государством, возвышающимся, таким образом, над обществом и приобретающим по отношению к нему, по-видимому, полную самостоятельность.
Но эта самостоятельность - мнимая. Государство как политическая форма, как организация классового общества никогда не стоит вне или над классами, и его временная самостоятельность - сама порождение соотношения сил классов и условий классовой борьбы в конкретных условиях.
Конкретные формы такой чрезмерной самостоятельности, известные в истории, достаточно обширны. "Восточные деспотии", древнегреческие тирании, "цезаризм" и римский имперский абсолютизм; увенчавший переход от средневековья к Новому времени западноевропейский,английский, испанский и русский абсолютизм;диктатура сёгунов и режим Мэйдзи в Японии; бонапартизм Первой и Второй империи во Франции; фашистские и полуфашистские режимы XX в.; бессчисленные военные диктатуры XIX -XX вв. в Латинской Америке - все они, в большей или меньшей мере, подводятся под одно общее названное понятие.
Нетрудно заметить, что эти общие явления в политической надстройке, дающие основания к выделению определенного типа отношений государства и "гражданского общества", в каждом случае имеют совершенно различную социально-экономическую и социально-классовую основу. Сходство политических процессов скрывает различие между типами общества и, вместе с тем, означает, что политическая надстройка, будучи обусловлена экономическим строем, имеет собственные специфические законы движения. Это вполне объясняется тем местом, которое политическая надстройка занимает в общей структуре общества между базисными, экономическими отношениями и идеологической надстройкой.
Смешение принципиально различных общественных организмов из-за сходства их политических характеристик - частое заблуждение. Можно найти много черт сходства между восточными деспотиями и европейским абсолютизмом, между бонапартизмом и нацизмом, между "народными" тираниями Греции и некоторыми современными государствами в освободившихся странах. Но считать такие режимы "разновидностями" одного и того же типа государства - значит не считаться ни с исторической эпохой, породившей каждый из таких типов, ни с направлением их исторического движения, определяемым задачами, стоящими перед обществом.
Как уже сказано, материальным воплощением государства, приобретшего чрезмерную самостоятельность или установившего господство над обществом, является, как правило, бюрократия, которая становится как бы над всеми классами. Исключением является нередкий в древности тип государства, при котором господствующий класс совпадает с персоналом бюрократии, которая образует его главенствующую часть. Фактическая роль, которую играет бюрократия, определяется соотношением в государстве собственно бюрократических органов и военно-полицейских институтов как органов прямого насилия над массами. Различия между теми и другими - преимущественно функциональные, и полицейский аппарат, например, отличается от прочего бюрократического аппарата только тем, что представляет собою вооруженных людей, а не людей, вооруженных перьями и печатями.
Что же такое бюрократия?
Это понятие в современном словоупотреблении приобрело непомерно широкую трактовку. Бюрократией, "чиновниками" пытаются называть любых должностных лиц любого социального института, даже выборных и не обладающих никаким "чином" и особыми привилегиями. Таким образом, бюрократию "находят" везде, где есть государство или иные "вертикальные", состоящие из соподчиненных частей структуры. Очень часто разговор о "бюрократии" превращается в бессмыслицу из-за того, что собеседники вкладывают в это понятие совершенно различное содержание.

бюрократическая диктатура

Previous post Next post
Up