В пылу споров о ситуации на Украине мы совершенно забыли о тех, о ком нежелательно забывать - о «доблестных» НКО. Совсем недавно Единая Россия по многочисленным просьбам правозащитников (читай: дармоедов), в том числе аксакала Людмилы Алексеевой, поддержала кандидатуру Эллы Памфиловой на пост омбудсмена по правам человека. Горячие просьбы объясняются тем, что именно Памфилова, назначенная Президентом на распределение грантов для НКО, выделила кругленькие суммы организации «ГОЛОС-Урал» (7 млн рублей), Московской Хельсинской группе(3,3 млн рублей), правозащитному центру «Мемориал»(5 млн рублей) и ассоциации «Агора»(2,4 млн рублей).
Кроме того, ходят слухи, что Памфилова и после вступления в должность уполномоченного сохранит за собой роль грантодательницы. В преддверии её назначения Госдумой, которое должно состояться 18 марта, давайте посмотрим, как НКО отрабатывают федеральное финансирование и каков КПД их деятельности. Для примера возьмём организацию «ГОЛОС-Урал», получившую грант даже несмотря на имеющуюся у неё налоговую задолженность в 100 000 рублей.
В старом добром Ералаше была серия про футбол. Один мальчик тренировал другого в ускоренном варианте - по бразильской системе. Он делал из него вратаря, ставя на ворота около витрины парикмахерской.
Click to view
Современные выборщики, кажется, решили взять метод на заметку и тоже осуществлять скоростной метод проведения мониторинга.
Итак, некоммерческой организации ГОЛОС-Урал выделили деньги для осуществления наблюдения за выборами в субъектах Уральского федерального округа и некоторых областях Приволжского ФО, находящихся на границе с Уралом.
А) 2 марта по России состоялось целых 111 выборов.Огромное количество по стране. Из них, в том числе в Оренбургской и Кировской областях, в которых, по идее, НКО должна была провести мониторинг выборного процесса. Но вместо этого ГОЛОС, да и то центральный его филиал посылает наблюдателей только в один населённый пункт. Да и то, видимо, по принципу, чтобы недалече - в Московскую область, на выборы главы муниципального образования Кашира. Кстати, количество присутствовавших там наблюдателей от ГОЛОСа почему-то не разглашается. Один он был или их было десять, это обычным смертным знать не нужно.
При этом сотрудник организации Роман Удот в фэйсбуке активно ищет операторов колл-центра для работы на выборах в Сербии. И по его же словам НКО планирует наблюдать за выборами в Украине (если таковые там в мае всё-таки состоятся). А вот с мониторингом по России как-то туго, совсем здесь не хочется наблюдать.
Б) 3 марта ГОЛОС опубликовал на своём сайте документ, носящий громкое название «Итоги наблюдения за ходом дня голосования 2 марта 2014 года»
http://www.golosinfo.org/ru/articles/417. Это, действительно, прекрасно, учитывая, что собственной информацией они не располагают и могут взять её только из официальных источников, а именно на сайте ЦИКа. Это касается информации по зарегистрированным и незарегистрированным кандидатам, процента явки, процента проголосовавших за каждого кандидата и другим статистическим данным. Но прекраснее то, из чего состоят Итоги. В них указано несколько нарушений: почти все по Кашире и одно из Дагестана. Что сказать, действительно, репрезентативная выборка из 111 по России.
Жалоба на нарушения на подмосковном избирательном участке была зафиксирована по личному звонку кандидата от «Яблока» Любови Копач. Она позвонила на горячую линию НКО и рассказала, что на закрытой участок №3581 (завод Каширское ГРЭС) не были допущены наблюдатели. Ещё два нарушения сотрудники ГОЛОСА нарыли в соцсетях. Одно взяли из твиттера Владимира Егорова, члена комиссии с правом совещательного голоса
https://twitter.com/egorowww/status/440108324710010881/photo/1 . Чтобы расширить географию своего наблюдения, другую жалобу «украли» из твиттера коммуниста из Орловской области Ивана Радченко.
Жалоба из Дагестана поступила от некоего Магомеда, который рассказал, что его девушку заставили сделать вброс. Вместо того чтобы хоть как-то проверить слова неизвестного, ГОЛОС сразу на-гора пихает их в отчёт. Ну чтобы с одной Каширой не позориться, а добавить немного жареных фактов.
В) На основании перечисленных нарушений НКО делает вывод о непрофессиональном проведении выборов по всей России. В способности обобщения информации правозащитникам не откажешь.
Не буду делать вывод в стиле ГОЛОСА: «на примере одного выборного дня 2 марта мы видим, что НКО ГОЛОС не осуществляет той наблюдательной деятельности, на которую ей был выделен грант, а занимается копипастом из соцсетей и манипулированием непроверенных фактов». Однако подобный мониторинг есть информация к размышлению. В том числе, Элле Памфиловой, которая выделяет средства НКО. Уважаемая Элла Александровна, если уж тем, кому вы выделяете федеральные средства, совсем не хотят работать, то пусть хотя бы налоги вовремя платят. А не так, как получилось с "ГОЛОС-Урал".