Мона Лиза Леонардо да Винчи

Jan 25, 2014 00:00




Знаменитая героиня картины Леонардо да Винчи навсегда обосновалась во главе «топовых» женских образов мировой культуры.

Все мы со школьной скамьи знаем о «таинственной улыбке Джоконды», «неземной красоте Моны Лизы», однако, не каждый из нас, глядя на самое известное художественное полотно, понимает: ну и что здесь особенного?

Почему именно эта картина? Почему все-таки Мона Лиза?

Этот портрет, написанный около 1515 года, вызывал бесконечное восхищение еще у современников Леонардо да Винчи.

Эпизод знакомства своего господина с «Моной Лизой» посчитал нужным зафиксировать в своих записках даже секретарь кардинала Луи Арагонского.

Потрясение зрителей тогда вызывала удивительно точная «имитация живого тела» и уникальная «полно ощутимая воздушная атмосфера» картины мессира Леонардо: всем, кто смотрел на картину, казалось, что на шее женщины бьется пульс.

Чуть позже заметили удивительную улыбку, которой невозможно дать четкое определение: она и ласковая, и ироничная, и грустная, и саркастическая - выражение лица Моны Лизы постоянно меняется и никогда не бывает однозначным.

Но самый потрясающий эффект обнаруживается при небольшом изменении угла зрения: красивое женское лицо вдруг превращается в лысый череп, височные впадины углубляются, ткани исчезают, глаза проваливаются и вместо таинственной улыбки вдруг появляется страшный оскал.

Оскал смерти. Это поразительное и необыкновенное превращение происходит только с лицом подлинной Моны Лизы, ни одна из тысяч копий картины не обладает этим леденящим душу свойством.

Считается, что все чудеса, связанные с великим изображением обыкновенной женщины, объясняются уникальной техникой, созданной мастером.

Картина писалась многослойно, поверх высохшего слоя краски накладывался новый, тонкий и прозрачный, слегка меняющий исходный оттенок или контур.

Свет, проходя через многочисленные слои краски, рассеивается внутри полотна, создавая и мерцающий эффект изображения, и особую воздушность фона, и живость тела Лизы.

Известно, что любая работа Леонардо, так или иначе, отражает его научные взгляды и устремления.

Мона Лиза писалась как итог размышлений художника над природой живописи, над основной целью искусства: создания при помощи плоского полотна, красок и кистей объемного и живого изображения, несущего не только декоративный, но и философский смысл.

Лицо Моны Лизы, как соединение живой жизни и неотвратимой смерти, иронии и наивности, грусти и сарказма, радости и печали, стало для Леонардо средоточием его понимания бытия, как неразрывного соединения несоединимого, совмещения невозможного, вечного противостояния и неизбежного слияния всех проявлений существования.

Ни одна из существующих на планете картин не обладает подобными свойствами, ни одно живописное полотно не является одновременно полноценным философским трактатом.

Никогда ни ранее Леонардо, ни позднее способ наложения краски на холст не становился возможностью изложить научные взгляды.

И никогда еще человечество из поколения в поколение не мучилось одним и тем же вопросом: почему все-таки Мона Лиза?

интересное, РЕТРО

Previous post Next post
Up