Прабабушка российской энергетики.

Aug 03, 2010 20:32





В августовском номере National Geographic Russia вышел мой и Андрея Журавлева (редактор NG) материал о довольно уникальном для России, действующим по сей день, сооружении. Речь идет о гидроэлектростанции "Пороги", построенной в начале ХХ века и оснащенной лучшими зарубежными образцами техники того времени. Уникальность ее состоит в том, что она до сих пор работает и даже не имеет в своем облике сильных изменений в следствии реконструкций и ремонтов.
Я не буду переписывать сюда содержание печатной статьи, но немного её дополню.

Гидроэлектростанция "Пороги" находится почти на полпути из Уфы в Челябинск, в 25 км в сторону от трассы М5.
Исторические обстоятельства ее возникновения достаточно неординарны. 1905 год в военном плане был, мягко говоря, не самым удачным для России. А флот, так и вовсе, практически в полном составе был отправлен ко дну японцами. Необходимо было строить новый флот, для чего требовалась качественная сталь, много стали. А для производства качественной стали, а в особенности - брони, в числе прочего требовались ферросплавы, которые на тот момент в России не производились. Завозить из-за границы - накладно, опасно, да и нельзя же вечно. Тем более, что в российских недрах нужных руд было предостаточно, в особенности - на Урале. Хорошая, свежеразработаная французами, электродуговая технология плавки ферросплавов тоже была известна в России, но требовала много электроэнергии. Все было логично и понятно - надо строить гидроэлектростанцию и рядом с ней - завод ферросплавов. Что и воплотил в жизнь в кратчайшие сроки русский горный инженер Александр Филиппович Шуппе, найдя для этого удобное во всех отношениях место в глубине южноуральских хребтов, на реке Большая Озерная (в настоящее время - Большая Сатка) . Надо сказать, что воплотил качественно, ведь электростанция работает до сих пор и снабжает электричеством деревню Пороги, которая не подключена к энергосетям. ЛЭП правда туда тянут, ибо электростанция, особенно плотина, требует реконструкции.
Ферросплавной заводик до наших дней недотянул совсем немного - был закрыт в 2003 году. В конце 60-х годов XX века он был перепрофилирован на производство огнеупоров. Но к двухтысячным производство стало совсем уж нерентабельным в столь малых объемах и в некотором удалении от магистралей. От завода осталось только здание с остатками технологических конструкций.

Еще при работающем заводе были потуги со стороны челябинской обладминистрации добиться включения комплекса "Пороги" в список всемирного наследия ЮНЕСКО, но по разным причинам не получилось. Хотя представители ЮНЕСКО объект посещали.
Такова суть.

А сохранилось сиё чудо технической мысли начала ХХ века благодаря классному дядьке, одному из бывших директоров могучего саткинского комбината "Магнезит". Он, выйдя в отставку, взял, да построил в непосредственной близости от плотины деревянный отельчик. С хорошим уровнем и так себе ценами. Народ немного потянулся. Гостиница получает электричество тоже от электростанции и хотя она всего о трёх этажах, есть в ней настоящий лифт OTIS :-) Зовут хозяина Виктор Владимирович Загнойко. Знает много, разговаривает охотно и совсем не чурается общения с постояльцами. Хотя бывает в своей гостинице немного.

Покупайте августовский номер NG, он и в целом весьма неплох :-)
Невошедшие в печатную статью фотографии можно посмотреть здесь
http://national-geographic.ru/ngm/201008/article_394/

Анонсы на будущие номера NG Russia c моим участием таковы: в сентябрьском номере будет статья про Капову пещеру, известную своей палеонтологической живописью, статья иллюстрирована моими фотографиями. Также в сентябре отправляюсь в Киргизию делать материал об урочище Джеты-Огуз. Место с весьма необычным ландшафтом и окутанное множеством легенд. Когда будет опубликовано - пока не знаю. В блоге появится быстро и подробно.

Южный Урал, Публикации и лекции, Пороги, national geographic, Большая Сатка

Previous post Next post
Up