НЕКОТОРЫЕ ИДЕИ ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ ПРИМЕНЕНИЮ ПАРАДИГМЫ СЕТЕЦЕНТРИЧНОСТИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ И ЕЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЗА СЧЕТ СОЗДАНИЯ ИНСТРУМЕНТА ПРАКТИЧЕСКОГО ПРОЕЦИРОВАНИЯ «МЯГКОЙ СИЛЫ».
(«концептуальная идея»)
1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
В настоящее время Россия «попала» в т.наз. «демографическую яму».
В репродуктивный возраст сейчас вступает поколение, рожденное в начале 1990-х - самое малочисленное за послевоенный период. Сейчас 15-летних в России в 2 раза меньше, чем 25-летних. Уже через 10 лет численность женщин в активном репродуктивном возрасте 20-29 лет, на которых приходится почти 2/3 рождений, сократится почти вдвое, что неминуемо приведет к сокращению числа рождений. Такая ситуация названа Д.Медведевым «вызовом всей нашей нации».
Несмотря на достигнутые позитивные результаты, задача преодоления демографического кризиса сохраняет актуальность. Рождаемость, несмотря на рост, остается значительно ниже уровня простого воспроизводства населения (2,1 ребенка на женщину) и ниже уровня 1990 г. (1,89 ребенка на женщину).
Предусмотренные в Концепции демографической политики целевые показатели рождаемости, не обеспечивают последующий рост численности населения России в долгосрочной перспективе. Уже после 2025 года убыль населения возобновится. При инерционном сценарии численность населения сократится в ближайшие десятилетия - до 140 млн. человек к 2020 году и до 113 млн. к 2050 году .
Последствия «демографической ямы» 90-х беспрецедентны.
Сокращение численности населения России и предстоящее в ближайшие годы изменение его возрастной структуры, затронет все аспекты социально-экономического развития напрямую относящиеся к национальной безопасности:
• Трудовой и экономический потенциал. Россию ожидает колоссальное сокращение населения трудоспособных возрастов - к 2020 г. на 7-8 млн. человек, а к 2050 г. - более чем на 26 млн. человек. Экономические и трудовые потери могут быть компенсированы только миграционным притоком и (или) ростом производительности труда. Возрастная структура экономически активного населения сильно «постареет», что поставит под угрозу запланированные темпы перевооружения ВС РФ на современную технику, экономического роста государства, инвестиционную привлекательность и структурную модернизацию экономики.
• Кадровая политика. Наибольший ущерб от эффекта старения примут на себя отрасли оборонного комплекса России, в том числе непосредственно связанные с перспективами модернизации. Из них в скором будущем начнут выбывать стареющие кадры. Дефицит кадров при необходимости роста экономики, основанной на инновациях, может привести к тому, что «процветающими» так и останутся нефтегазовая промышленность и финансы с самой высокой заработной платой, привлекающие немногочисленную высокообразованную
• Обороноспособность. Численность мужчин призывного возраста (18-27 лет) сократится к 2020 г. на 3,8 млн. человек (более чем на треть), к 2050 - на 4,5 млн. (более чем на 40%), что вызовет проблемы с комплектованием вооруженных сил.
• Политические риски. Политическая стабильность напрямую зависит от социально-экономического положения и возможностей государства обеспечивать социальные обязательства. Дестабилизация в свою очередь может привести не только к ухудшению социально-экономической ситуации, но и демографическому кризису по сценарию 1990-х годов с нарастанием негативных тенденций.
• Геополитические риски. Особую угрозу представляет демографическая ситуация в Дальнем Востоке, где нашими соседями являются три крупнейших экономики мира. Вследствие низкой рождаемости, высокой смертности и миграционного оттока численность населения Дальневосточного федерального округа к 2050 году может сократиться почти на 40%, до менее чем 4 млн. человек. Территориальная целостность России как самого большого по площади единого государства может оказаться под угрозой.
Задачи по преодолению указанных рисков, к сожалению, не нашли достаточного отражения в стратегических документах - Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития на период до 2030 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года.
В краткосрочной и среднесрочной перспективе решение указанной проблемы находится в области рациональной организации трудовой миграции.
2. Корпорация в области трудовой миграции как стратегическая инновация и инструмент глобального влияния (реализации soft power).
В настоящее время человечество входит в новую историческую эпоху обострения глобального противостояния Запада и Востока, что делает возможными масштабные проекты, немыслимые еще 10 лет назад. Но если упустить время, то с другой стороны через десять лет их осуществление станет невозможным, так как нереализованные Россией социальные проекты будут реализованы ее конкурентами.
Лидеры западной цивилизации всегда умели создавать адекватные запросам времени государственные, частные или государственно-частные структуры, способные решать поставленные в повестку дня задачи в интересах ведущих держав Запада. Стоит упомянуть создание в Х1Х веке в Англии, Голландии и ряде других стран так называемых Ост-Индских компаний, жестко и эффективно проводивших колонизацию подведомственных территорий.
Изменение глобальной конъюнктуры и рост внутренних вызовов заставляет российское руководство принимать оперативные меры по изменению механизмов управления социально-хозяйственной сферой.
Сегодня мы находимся в начале третьего этапа «грюндерства»(учредительства).
Первый этап имел место в начале 90-х годов, когда учреждались и стремились к перехвату экономической власти финансовые структуры.
По мере выполнения этой задачи и роста цен на нефть начался второй этап - создание нефтегазовых частных и государственно-частных корпораций.
Сегодня основным приоритетом становится инновационная тематика. Имеют место инициативы по созданию мощных госкорпораций в области ВПК и машиностроения. Консолидация машиностроения сделает возможной реиндустриализацию России на инновационной основе.
Таким образом к существующей сегодня потребности в больших массах рабочей силы для обслуживания в основном нужд мегаполисов в сфере мелкого и среднего бизнеса, а также муниципальных структур, появится необходимость организации миграционных потоков и для поддержки развития крупной промышленности в том числе и ОПК и масштабных госпроектов( например ремонт и прокладка новых железных и автодорог).
Все это означает, что трудовая миграция становится стратегической отраслью экономики наряду с нефтегазовым и военно-промышленным секторами. Однако, на сегодняшний день эта отрасль является генератором межэтнических столкновения , сферой теневой активности и потенциальной сферой влияния экстремистских и террористических структур. Такое положение дел в стратегической сфере угрожает интересам государственной безопасности России.
Существует острая необходимость скорейшего создания эффективной госкорпорации в области трудовой миграции, так как эта структура призвана решать и снимать все более обостряющиеся проблемы в области межэтнических отношений и одновременно обеспечивать массовой и управляемой рабочей силой многомиллионные мегаполисы России. Одной из главных задач такой госкорпорации является «проецирование soft power» (в первую очередь НА УКРАИНУ), а также перехват экономической власти на городском и муниципальном уровне в интересах государства и силовых структур.
Необходимость повышения эффективности управления миграционными потоками из стран СНГ в Россию носит стратегический характер. Комплекс экономических, социальных и этноконфессиональных проблем, связанный с неуправляемой трудовой миграцией, все более угрожает политической стабильности в стране. Вместе с тем неспособность государственных структур справится с нарастающей напряженностью и хаосом в этой сфере с каждым днем все более очевидна. Только лишь создание государственной корпорации создаст второй (корпоративный) контур управления и позволит довести управляющие импульсы до каждого человека.
Как показывает практика последних десятилетий, самым эффективным инструментом геополитики и геоэкономики становятся управляемые сетевые сообщества, состоящие из множества независимых друг от друга групп, напоминающих пчелиный рой и управляемых сочетанием идейных и материальных факторов. Противостоять роевым структурам только лишь с помощью государственных структур практически невозможно. Против вражеской сети может эффективно работать только своя сеть, свой «рой».
Примером успешного отражения сетевой агрессии может отчасти служить деятельность движения «Наши». Практическое руководство этим движением осуществлялось с помощью системы культурных и гуманитарных фондов, являющих пример успешного государственно-частного партнерства для отражения сетецентрических атак.
Создание Корпорации создаст следующие возможности для государства.
1. Во первых, даст возможность организовать эффективную систему управления миграционными потоками, доходящую до каждого человека.
Повышение эффективности управления миграционными потоками позволит осуществлять их формирование с учетом интересов российского государства и, в частности, обеспечить поток ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ И СПЕЦИАЛИСТОВ из Украины
В структурах Корпорации будет происходить:
• контрпропаганда в среде трудовых мигрантов из Украины,
• обучение русскому языку, медицинское обслуживание, повышение квалификации трудовых мигрантов прибывающих из восточных регионов СНГ и др.
Будет формироваться лояльное Корпорации, а значит и российскому государству, сетевое сообщество трудовых мигрантов, четко структурированное и управляемое через систему корпоративных стимулов и сквозных рейтингов, например, сквозных корпоративных смарт-карт (сейчас это может оказаться эффективным ответом на события на Украине).
Фактически речь идет о создании многотысячной корпоративной трудовой армии с эффективной командной структурой ( бригадиры или десятники, далее - сотники и тысячники) или, применяя современную терминологию, управляемого «роя» трудовых мигрантов.
Сетевой принцип функционирования управляемого менеджерами Корпорации сообщества трудовых мигрантов позволит эффективно противодействовать подрывной деятельности зарубежных разведывательных структур, ведущих направленные на ослабление российского влияния и сетецентрические войны в странах СНГ (сегодня особую актуальность в этом контексте приобретают события на Украине).
Создание сетевой мигрантской трудовой армии многократно увеличит возможности российских спецслужб, например, 5й службы ФСБ, позволив осуществлять спецоперации в интересах государства без масштабных бюджетных затрат. Кроме того, само наличие лояльного российскому государству сетевого сообщества трудовых мигрантов позволит планировать глобальные сценарии в интересах России, а также эффективно противодействовать развертыванию противоречащих нашим интересам сценариев наших геополитических и геоэкономических конкурентов (УКРАИНА!!!).
2.Во вторых, позволит создать эффективную сетевую систему безопасности, которая заблокирует финансирование криминальных и террористических структур через сообщество трудовых мигрантов, позволит проводить спецоперации на территории Украины и других стран СНГ силами аборигенов.
Для достижения этих целей в рамках Корпорации при участии ФСБ России целесообразно развернуть работу по созданию системы коллективной ответственности внутри ячеек сетевого сообщества и одновременно системы поощрения информаторов в части стимулирования на сетевом и личностном уровне.
Возможно создание отдельной сетевой системы безопасности под контролем ФСБ в сообществе трудовых мигрантов на базе региональных и заграничных структур Корпорации. Такая система безопасности будет своего рода сетью внутри сети. При формировании сетевой системы безопасности трудовой корпоративный статус не будет совпадать со статусом в системе безопасности. Этот создаст необходимый психологический настрой на эффективную трудовую деятельность и абсолютную преданность Корпорации.
Помимо агентурной системы безопасности целесообразно использовать технические средства слежения за ключевыми фигурантами сетевого сообщества мигрантов - узловыми субъектами сети - контроль их переговоров по мобильным телефонам.
Активно сотрудничающие по выявлению теневой и враждебной деятельности ячейки мигрантского сообщества будут поощряться материально и карьерным ростом, а допустившие «прокол» расформировываться или заноситься в «черные списки» Корпорации.
Организация эффективного контроля за финансовыми трансфертами включит в число лиц, активно сотрудничающих и заинтересованных в успешной деятельности Корпорации широкий круг лиц из числа региональных и религиозных лидеров, сотрудников местных правоохранительных органов и спецслужб, которые смогут блокировать контрразведывательную деятельность спецслужб стран СНГ.
Следует отметить, что сетевая система безопасности будет «накрывать как российские регионы, так и Украину и другие страны СНГ. Финансирование будет идти за счет Корпорации, что расширит возможности российских спецслужб. По мере развития сетевых структур безопасности они могут быть перенацелены на выполнение задач, выходящих за рамки деятельности трудовых мигрантов. Расширение сети агентов за счет чиновников, предпринимателей и силовиков Украины и других стран СНГ позволит решать поставленные перед российскими спецслужбами задачи опосредованно силами местных силовиков или политиков, тем самым после выполнения спецпроектов будет оставаться не российский, а местный «след».
Со временем будет возможна организация иерархии сетей, то есть сетей второго порядка в третьих странах, когда, например, агент таджикской сети Корпорации (мулла в небольшом ауле) создаст и возглавит сетевую структуру, например, в Иране. Сформирует «рабочую аристократию» из числа трудовых мигрантов, лояльную России, что создаст базу для приобретения оперативных источников российскими спецслужбами.
Одной из важных задач Корпорации должна стать работа по определению среди мигрантов лиц, обладающих дефицитными профессиями, уникальными способностями или навыками, свободно владеющими русским языком, разделяющими культурные ценности российских народов. Впоследствии, при их желании этим лицам можно предоставить возможность вступления в российское гражданство в упрощенном порядке. Это в первую очередь относится к гражданам Украины.
Корпорация сможет создать свою собственную систему профессиональной подготовки трудовых мигрантов с филиалами в разных странах мира, не только в странах СНГ, что еще больше расширит ее возможности сетевого управляемого воздействия на политические и социальные процессы во всем мире, причем теми способами, которые не вызовут отторжения или неприятия мирового общественного мнения.
Надежным союзником Корпорации станет многочисленная прослойка «рабочей аристократии», в которую войдут «бригадиры», управляющие «роем» трудовых мигрантов и мигрантские корпоративные менеджеры (диспетчеры) более высокого уровня ( сотники и тысячники).
Система рабочей аристократия станет своего рода официальной вывеской Корпорации, той сетевой структурой, которая существует официально, служит прикрытием неофициальным сетям корпорации и является основой корпоративной религии, то есть того корпоративного кодекса, который служит идеологической основой воспитания корпоративных кадров.
3. В третьих, создаст эффективные инструменты для нормализации социального климата внутри российских регионов и отсечения альтернативных этнических систем денежных переводов.
Одной из главных угроз для социальной и политической стабильности в России представляется сетевое сообщество коррумпированных чиновников сотрудников МВД муниципального уровня, которые фактически обслуживают интересы нацдиаспор и этнической мафии, игнорируя попытки центра предотвращать межэтнические столкновения. Яркий пример этого - конфликт в Кондопоге. Корпорация сможет отсечь нацдиаспоры от сферы услуг трудовых мигрантов, в первую очередь от трудоустройства и создаст альтернативную с госгарантиями систему денежных переводов для мигрантов. Корпорация также сможет нормализовать отношения с сотрудниками МВД муниципального уровня, отведя им ролевые функции агентов по безопасности в своей сетевой системе. Тем самым будет разорвана связка МВД и этномафии на муниципальном уровне, перанентный генератор межэтнических конфликтов.
4. В четвертых, даст возможность открыть представительства Корпорации на Украине и в странах СНГ а в дальнейшем и дальнего зарубежья, что расширит возможности российских спецслужб.
Создание Корпорации с такими возможностями влияния в политической, социальной и культурной областях расширит сферу влияния российского государства, что позволит другим российским госструктурам получать выгодные контракты на поставку российских товаров , в частности вооружения и военной техники, в страны, охваченные сетевыми структурами Корпорации. Появятся реальными возможности влияния на международные экономические проекты стратегического значения, как, например, выбор маршрутов нефте- и газопроводов.
Мощное влияние управляемого Корпорацией трудового «роя» и лояльной клиентелы чиновников, силовиков и предпринимателей заставит склоняться к проведению пророссийской политики даже те страны, которые сегодня находятся под влиянием наших конкурентов.
Резюмируя, можно сказать, что создание Корпорации связывает воедино государственный, корпоративный и личностный уровень глобального стратегирования и дает возможность проводить(помимо достаточно очевидных эффектов на внутреннем рынке) успешную внешнюю политику с задействованием механизмов soft power.
5. В пятых, даст принципиальную возможность создавать сетевые структуры 3-го порядка, развертывая их на территории третьих стран как инструмент социально-политического влияния (soft power).
Здесь необходимо отметить следующее. Победа в глобальной конкуренции достигается тем странам и цивилизациям, которые способны распознать и поставить себе на службу новые методы и стратегии. Так победа в холодной войне была обеспечена Западом за счет победы на информационно-культурном фронте, где советские позиции оказались донельзя слабыми. Это была стратегическая инновация, принесшая Западу мировое господство.
Такой стратегической инновацией, которая способна принести российскому государству или группе союзных государств, взявших ее на вооружение, стратегический перевес в конкурентной борьбе на мировых рынках, является мощная и эффективно управляемая госкорпорация в сфере трудовой миграции, не имеющая конкурентов на российском рынке, управляя им в интересах государства и спецслужб и создающая эффективные лоббистские структуры в третьих странах.
Связующей структурой, передающей импульсы управления, будет служить сетевая система безопасности Корпорации, своего рода Мыслящая Паутина.
На практике иерархия сетевых структур Корпорации может выглядеть примерно так.
Некий мулла Султан-ака, проживающей, например, в Переяславле, и являющийся диспетчером Корпорации в части организации потоков трудовых мигрантов, создает рекрутинговое агентство в Таджикистане (сетевая структура второго порядка), через которое распространяется религиозная литература, продвигающая разработанный в российских спецструктурах идеологический контент. Например, идеологию возрождения культурного и образовательного Шелкового Пути, идеологию Просвещения, религиозной терпимости и трудовой этики, свойственной исламскому миру времен расцвета Арабского халифата. Агентство Султан-аки станет влиять на политическую конъюнктуру в Таджикистане и обеспечит приход к власти тех лидеров, которые будут проводить российские интересы.
Из числа адептов новой популярной идеологии культурного возрождения через честный труд и учебу выдвигается молодой пассионарный( но не идиот) проповедник Ахмед (например, иранского происхождения), который совершает хадж и уже как Ахмед-ходжа отправляется с визитом в США, где обретает тысячи сторонников и создает культурный центр (сетевая структура третьего порядка). Спецслужбы США берут его в разработку, но выясняют всего лишь то, что он зарабатывает себе на жизнь честным бизнесом в сфере трудовой миграции. Их вполне устраивают проповедуемые им идеи религиозной терпимости и т.д. При желании они даже могут его раскрутить как альтернативу иранским аятоллам, закрывая глаза на то, что он лоббирует на американской земле интересы российской Корпорации.
Заметим, что российские интересы будут внушаться Аятолле Ахмеду ( впрочем, не обязательно ему, можно и его американским ученикам) не через известные ему сети Корпорации , а через невидимую Мыслящую Паутину.
Пронизывающая сетевые структуры Корпорации Мыслящая Паутина дает возможность организовывать на территории любых стран любые структуры, о существовании которых не будут знать ни менеджеры и диспетчеры Корпорации, ни через некоторое время сама Мыслящая паутина. Российские спецслужбы получают возможность без бюджетных затрат организовать глобальную сеть спящих агентов.
6. В шестых, корпорация создаст реальные условия для организации процессов социальной адаптации трудовых мигрантов, предоставив государству и спецслужбам эффективные рычаги для управляющего воздействия.
Не секрет, что в нынешних условиях социальная адаптация мигрантов происходит в условиях и по законам криминализированного социума, где на первом плане лидеры нацдиаспор, криминальные авторитеты, коррумпированные чиновники и офицеры МВД. Если не изменить ситуацию, то в течение нескольких лет социокультурный мир России будет раздавлен мощным напором агрессивной и чуждой нашим традициям этнической массы пришельцев. Русские могут стать рабами в своей стране.
Современные методы социального анализа позволяют с уверенностью утверждать, что противостояние коррумпированных госструктур и сетевого альянса мигрантов, коррупционеров и криминала всегда заканчивается поражением государства. Примитивный Порядок низкого уровня (госструктуры России) не выдерживает столкновения с высокоорганизованным Хаосом. Даже высокоорганизованный Порядок (госструктуры США) с трудом адаптирует потоки мигрантов несмотря на двухсотлетний опыт и традиции. Высокоорганизованный Порядок вкупе с притягательной и высокоэнергетической культурой является своего рода аттрактором, который притягивает и изменяет социальный менталитет вновь прибывающих с США мигрантов.
В России таким аттрактором может стать Корпорация, монопольно ведущая дела в этой области на внутреннем рынке и агрессивно расширяющая свой ареал на мировом рынке труда. Сила Корпорации - сочетание эффективности частного капитала и поддержки государства, в первую очередь спецслужб.
Аттрактор - это область притяжения фазовых траекторий. А именно изменение социальной фазы трудовых мигрантов является, в том что касается борьбы за сохранение идентичности российского общества, - главная задача текущего момента. Попавший в сферу деятельности мигрант должен - при правильной постановке дела - выйти из ареала национальных диаспор и теневых схем и стать бойцом трудовой армии Корпорации.
Авторы - Владимир Прохватилов, старший н\аучный сотрудник Академии военных наук; Виктор Ковалев, ученый секретарь Академии военных наук