9 июня я прокомментировал в прямом эфире радио «Спутник»
публикацию британской газеты «Файненшл таймс», в которой допускается возможность того, что «продвижение сирийских войск в провинцию Ракка может привести к тому, что оппозиция, поддерживаемая США, и правительственная армия, поддерживаемая Россией, сойдутся в битве за так называемую столицу боевиков террористической группировки «Исламское государство» (запрещена в России)».
Прежде всего, я обратил внимание на явно провокационный характер этой публикации. Стравливать между собой даже чисто ситуативных союзников - это чисто британская традиция, которой Туманный Альбион придерживается на протяжении столетий.
На самом же деле отношения между военными командованиями США и РФ на данном ТВД хоть и не блестящи, то тем не менее далеки от какой-либо конфронтации и вероятность столкновения между подразделениями двух коалиций близка к нулю, если не учитывать возможность чисто случайных стычек либо так называемого «дружественного огня».
Действительно, войска американской и российской коалиции движутся по направлению к столице ИГ Ракке, и по мере этого продвижения могут рано или поздно соприкоснуться. Но суровая боевая реальность такова, что это если и произойдет, то настолько нескоро, что разговоры на эту тему на сегодняшний день абсолютно беспочвенны. Если Ракка падет, то это будет серьезнейшим поражением ИГИЛ (запрещена в РФ), так как сейчас это единственный крупный город, принадлежащий халифату на территории Сирии.
Но взять Ракку будет непросто. Для минимизации потерь при штурме такого крупного города нужны штурмовые бригады с приданной им артиллерией крупных калибров и танками, саперами, разведчиками и снайперами. Такой дивизии или даже бригады ни у одной из атакующих Ракку коалиций нет. Нужна еще и пехотная дивизия для охраны подступов города. Эту роль могла бы сыграть армия сирийского правительства, если бы не утратила свою боеспособность практически до нуля. Сирийская пресса открыто пишет о том, что в передовых порядках наступающих войск идут иранские и российские спецназовцы и советники. Численность группировки сирийской армии на направлении Ракки не превышает 5 тысяч человек. Гарнизон ИГИЛ в городе - не более двух с половиной тысяч боевиков. Такое соотношение сил - в пользу обороняющихся.
В мае 1945-го года штурмовавшим Берлин советским войскам противостоял гарнизон в 200 тысяч человек. А наступающие части Красной армии насчитывали свыше миллиона опытных солдат. Превосходство в танках и артиллерии было подавляющим, господство в воздухе абсолютным. При этом на момент капитуляции потери сторон были примерно равны, а часть эсесовских подразделений все-таки смогла прорвать кольцо окружения и уйти на Запад.
У атакующих Ракку коалиций есть только господство в воздухе. Командование ИГИЛ перебросило к Ракке подкрепления из-под Алеппо и из Ливии и, судя по всему, не считает обстановку вокруг города критической. Боевики размещают в интернете видео действий своих смертников, направляющих автомобили со взрывчаткой в скопление вражеских войск и военные объекты. Под Алеппо джихадисты ухитрились поразить из старого советского противотанкового комплекса «Корнет» новейший огнемет «Солнцепек», возможно с российским экипажем.
В то же время наступление поддерживаемых американцами курдов на Ракку практически остановилось.
Источник в сирийском генштабе рассказал, что «данные, полученные агентурной разведкой и беспилотниками, однозначно свидетельствуют о том, что мы имеем дело с большим блефом, так как никакие озвученные СМИ «огромные силы» не переброшены на этот участок фронта. «Вопреки громкой PR-компании никакого масштабного наступления на Ракку нет, действительно группировка SDF на севере Сирии выросла и бои активизировались, но в этом нет ничего необычного. Уже много месяцев курды воюют с ИГИЛ в провинции Ракка, медленно пытаясь продвигаться вперед, и сейчас нет никаких предпосылок, что они в ближайшее время окажутся вблизи административного центра мухафазы. Такими темпами они годами могут наступать».
Осторожность американцев и их союзников вполне обоснована и объясняется нехваткой сил на данном оперативном направлении. А что касается наступления сирийцев на Ракку, то есть опасения, что оно будет иметь столь же негативные последствия, что и наступление на Пальмиру. Взятие Пальмиры потребовало ослабления других оперативных направлений, что обернулось потерей Хан Тумана и ряда территорий под Алеппо и Дейр-эз Зором. При этом Пальмира все равно осталась в окружении боевиков, которые обстреливают находящиеся там российские вертолеты.
+
Если Асад потеряет свои последние резервы, брошенные сейчас на Ракку, то при любых боевых раскладах, он не сможет удерживать завоеванные слишком большой кровью территории и в перспективе вынужден будет отступить на родное алавитское побережье.
Даже если атакующие Ракку коалиции сумеют прорваться непосредственно в городскую черту, в короткий срок взять город не получится. Если только американцы не прибегнут с испытанному приему - подкупу командиров противника. В этом случае Асаду вряд ли позволят воспользоваться плодами победы. Ведь, кто «платит девушку, то ее и танцует».
Автор: Владимир Прохватилов, Президент Фонда реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
http://argumentiru.com/world/2016/06/430933