Не так давно я высказал покойному
krylov идею о том, что жить в национальном государстве и жить как хочется - не одно и то же. Привёл в пример рождаемость.
Крылов утверждал, что эстонцам
жить хорошо, они живут как хочется. Я писал, что вырождающаяся эстонская нация не может служить идеалом для националиста.
И, вот теперь думаю, как же так. Противоречие в моих взглядах.
С одной стороны, топлю за прямую демократию. С другой - критикую эстонцев, которые, вроде бы, живут как хотят, но при этом вырождаются.
И, может быть, понял. По крайней мере, есть странная парадоксальная абсурдная гипотеза.
Обыватель не хочет артикулировать, чего же он хочет. Он не хочет решать демократическим путём, какой должен быть цвет у лавочек и материал бордюрного камня. Нужны ли Эстонии войска НАТО на её территории. Нужно ли Эстонии реализовывать совместные культурные проекты с РФ или, наоборот, нужно изгонять всё чужеземное с родной земли.
Обыватель не хочет прямой демократии. Он хочет, чтобы за него решили формально выбранные им и другими обывателями люди.
В этом смысле, фраза Крылова "Если же в России случится национальная революция, мы сможем ЖИТЬ КАК ХОТИМ" не вполне справедлива. Если в России случится национальная революция, русским придётся решать самим, как жить. Вопреки желанию. А иначе - отсутствие формальных решений и, как следствие, разбитые дороги и неотремонтированные больницы и школы.
Ведь это нагрузка на мозг. Это чтение, обсуждение и ответы на вопросы голосований в Интернете вместо Малахова и Малышевой по телевизору. Это изучение ситуации. Это понимание демографического провала и отсутствие надежд на пенсию.
Так что прости, Константин Анатольевич...