Александр Кузьменков опубликовал очередное эссе про дурную детективную литературу
Следствие ведут Колобки
(И. Ханипаев «Холодные глаза»; М., «Альпина Проза», 2022)
Из второй ханипаевской книжки старательно лепят литературное событие. Вон, и автора на ММКЯ показали всем желающим говорящую собачку посмотреть. И архикритикесса всея Руси в воздух лифчики бросает: ле, Ислам, саул тебе, вацок! Фабрика звезд работает в штатном режиме, - все движения, отвечаю!
Не мне вам рассказывать, из какого сора там мастерят гениев. «Холодные глаза» - типа проза. Типа детективная. Для выпускников юридического ПТУ имени Донцовой. Хотя такое фуфло и у Донцовой нечасто встретишь.
Случилось страшное: И.Х. уже написал про все, что знал - про Бэтмена, Человека-паука и искусство кидать четкий салам. И взялся за то, в чем вообще ни аза не смыслит - за оперативно-розыскную деятельность и журналистику. Луи де Фюнес и Фернандель заняли очередь на бирже труда.
Стало быть, Арсена Абдулкеримова, внештатника новостного агентства, нелегкая занесла в горный аул, где вырезали семью бывшего работника прокуратуры - его самого и трех дочерей. Не знаю, как назвать дальнейшее. Пожалуй, самым точным определением будет «Следствие ведут Колобки». Та же степень комизма. Правда, непредумышленного.
МЫСЛЬ КРИТИКА, на которую я обратил внимание:
Hard-boiled fiction, рожденная Великой депрессией, никогда не отличалась избытком оптимизма. Ханипаев, невеликих дарований литератор, идет на публику в лоб, будто каппелевцы на чапаевские позиции: слово «мрак» с однокоренными повторяется в тексте 35 раз, «ужас» - 31, «страх» - 36. Paint it black, одним словом. Результат диаметрально противоположен авторскому замыслу: девальвация понятий и безоговорочная читательская оскомина. Ибо прав был Тадеуш Ружевич: лучшее описание птицы - камень, лучшее описание белизны - серость. Впрочем, такие задачи - для более квалифицированного прозаика.