30 ЯНВАРЯ 1930 ГОДА В МОСКВЕ БЫЛ ЗАПРЕЩЕН КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН

Jan 30, 2020 05:51



Фактически это был финальный аккорд продолжавшейся семь лет в масштабах всей страны массированной антиколокольной кампании. Сначала был запрещен набатный звон. В постановлении говорилось: "Виновные в созыве населения набатным звоном, тревожными гудками и т. п. способами с контрреволюционными целями предаются революционному трибуналу". О богослужебном звоне пока ничего не говорилось, но поди докажи чекистам, какой звон контрреволюционный, а какой - нет. Особенно если все священнослужители уже по определению считались "классово чуждыми". Вскоре его подкрепили "многочисленными требованиями рабочих" - звон якобы отвлекал их от созидательного социалистического труда.


Тон кампании задал некий профессор Гидулянов, который объявил, что в стране "зря пропадает" около 2 миллионов пудов ценнейшего цветного металла.
В своей изданной массовым тиражом книжонке "Колокола на службе магии и царизма" - одно название чего стоит! - он писал: "Волховстрою и Днепрострою нужны материалы для электролитической работы. При переработке колокольного сплава электролитическим путем СССР приобретает значительное количество... олова и цинка, являющихся у нас дефицитом еще с первых месяцев империалистической войны". И далее открытым текстом: "Наиболее целесообразным выходом для ликвидации у нас уникальных колоколов является вывоз их за границу и продажа их там наравне с другими предметами роскоши..." Если бы только продажа... Колокола Данилова монастыря, недавно вернувшиеся на родину из Гарвардского университета, попросту выбросили на свалку, где их и подобрал предприимчивый американский бизнесмен.
Более того - снятие колоколов "на нужды индустриализации" объявили важнейшим политическим делом. И началась самая настоящая вакханалия!
Сохранилось немало воспоминаний о том, что грохот сбрасываемых на землю колоколов был слышен в больших городах даже по ночам. Причем после их снятия обычно взрывалась и колокольня. На все "сорок сороков" московских церквей сохранилось всего два(!) неповрежденных комплекта колоколов - на храме Ильи Пророка в Черкизове и на крохотной церквушке Покрова на Лыщиковой горе.
Количество уничтоженных в те годы древних колоколов даже не поддается учету. В дневниках Михаила Пришвина описано, как "победившие пролетарии" рубили топорами Царь-колокол Троице-Сергиевой лавры. В "городе Ленина" были сброшены на землю все колокола Исаакиевского собора во главе с самым большим, весившим две тысячи пудов. А хитрые москвичи нашли выход: послушать колокола они ездили на трамвае в никогда не закрывавшуюся церквушку Троицы на Воробьевых горах. Она в те времена относилась к Подмосковью, а там запрета на звон почему-то не было...

источник



Колокольчик 1807 года.

На экспозиции Братского Музея Света выставлен этот поддужный колокольчик 1807 года. Надпись: "Лил сей колокол Илья Трифонов Скаркин 1807 год". Подобные колокольчики широко использовались почтовой службой в качестве оповещения о приближении экипажа и смене лошадей. Потом стали использоваться на свадьбах, проводах и других праздниках. Представь, каждый желающий может услышать звук из 1807 года.

Интересно, а под декрет большевиков попали колокольчики ямщиков?

Братск. Музей Света

Previous post Next post
Up