Последние три дня потихоньку смотрю
интервью с Андреем Терентьевым, буддологом, переводчиком Далай-ламы. Смотрю потихоньку, потому что периодически прерываюсь на размышления об услышанном. Как же это прекрасно, когда человек может простым, доходчивым языком без пафоса объяснять несказуемое!
Среди прочего отметил для себя один момент, с которым раньше не сталкивался: о возможности нарушения обетов. Принявший
обеты боддхисаттвы и следующий по этому пути монах, по идее, должен строго придерживаться всех установлений. А их, как вы понимаете, немало: восемнадцать действий, совершение которых составляет коренное падение, и сорок шесть видов ошибочного поведения.
Насколько строгим должно быть выполнение этих обетов?
Например, следует ли монаху воздерживаться от алкоголя (запрещается все, что одурманивает сознание) на поминках своих родственников, если все они выпивают? Можно ли применить силу или грубое слово, чтобы остановить насильника? Таких примеров можно привести немало: когда жесткое и строгое выполнение одних обетов может помешать главной задаче: развитию боддхичитты, то есть любви и сострадания.
Оказывается, все не так жестко.
Андрей Анатольевич в последней трети интервью объясняет, что буддист имеет право нарушить обеты, касающиеся тела и речи, если это делается ради сострадания. Любовь и сострадание превыше всего, и ими нельзя жертвовать. Более простые обеты могут быть нарушены.
Для канала "
Философия для жизни"