Слушал я тут на днях в дороге по радио одну передачу. В ней Александр Невзоров популярно объяснял, почему опасно введение основ Православия в школе. Доводы он приводил следующие. Если взять представителей любого малоцивилизованного племени, то они наверняка на 100% будут верующими. Если же взять компанию нобелевских лауреатов, то они с большой вероятностью все будут атеисты. Поскольку нобелевские лауреаты являют собой пример более эволюционно развитого человека по сравнению с дикими туземцами, то путь от веры к знанию можно считать эволюционным, а любой возврат к вере (имелись в виду пресловутые уроки Православия) будет шагом назад.
Александ Глебович, как известно, пламенный и последовательный борец против всего, но речь дальше пойдет не о нем. И не об уроках Православия в школах, которые к вере имеют столько же отношения, сколько творения Церетелли к искусству.
Мне показалась интересной мысль Невзорова о том, что эволюция человека связана с его отношением к вере и знанию. Действительно, на ранней стадии интеллектуального развития человек более склонен в вере. Это неосознанная, слепая вера, основанная на доверии и традициях. Так ребенок верит маме, которая говорит, что хорошо, а что плохо. Ребенок не может пока этого знать, у него нет своего опыта. Поэтому вера пока заменяет ему знание.
Но он не всегда будет ребенком. Через некоторое время жизнь откроет перед ним горизонты познания и он начнет приобретать собственный опыт и собственные знания. И уже не надо будет слепо верить маме - веру ребенку заменит знание. Так развитие опытного знания, развитие науки пришло на смену многим первобытным верованиям. Знание приносит человеку уверенность в своих силах. Но, как известно, любой меч является обоюдоострым, поэтому вместе с уверенностью знание приносит человеку и человечеству самоуверенность и самодостаточность. Человек начинает думать, что он в силах все познать, что он вправе всем управлять и, в конце концов, начинает полагать именно себя венцом творения Природы.
Но так считают не все. Настоящие ученые и естествоиспытатели не считают, что путь закончен. Искренне пытаясь разобраться в тайнах бытия, они проникают в науку все глубже и глубже и начинают чувствовать в законах Природы руку Творца, невидимого Создателя, установившего непостижимую гармонию мироздания. И настоящие ученые приходят к вере. Но эта вера уже не будет слепой. Она будет основана на очень глубоком и честном знании. Эта вера откроет новое понимание: ты пока очень мал, мир велик, а впереди тебя ждет еще долгий и очень красивый Путь. Эта вера порождает благодарность и благоговение: благодарность Творцу и благоговение перед Творением.
Как говорил лауреат Нобелевской премии по физике Вернер Гейзенберг, "Первый глоток из кубка науки порождает атеизм, но на дне сосуда нас ожидает Бог".
Так что мне кажется, что Александр Глебович рано остановился. Его мысль следовало бы продолжить. Действительно, эволюционное движение человека ведет его от слепой веры в мир материи к познанию. Но именно это познание, настоящая наука, открывающая истинному искателю гармонию законов Бытия, вернет его на новом витке эволюционного движения в мир Духа к настоящей,осознанной вере.