В своей книге "
Основные положения теософии" Ч. Джинараджадаса приводит весьма интересное описание периодического закона для химических элементов, впервые предложенное Уильямом Круксом. Наверное, это описание непривычно для ментальности "классического" химика, но оно напрямую вытекает из представлений о единстве эволюции жизни и формы и поэтому представляется мне заслуживающим внимания:
Химические элементы имеют характерные для них свойства, которые можно обобщить следующим образом:
1. Каждый элемент имеет определенный средний вес, и нет двух элементов с одинаковым весом.
2. Элементы являются парамагнетиками или диамагнетиками, то есть под влиянием магнитных сил первые располагаются параллельно силовым линиям (парамагнетики), а вторые - под прямым углом к ним (диамагнетики).
3. Элементы либо электроположительны, либо электроотрицательны.
4. Одна их характеристик элементов - валентность, в соответствии с которой они могут соединяться или замещать один или несколько атомов водорода.
Итак, когда все элементы расположены по порядку в соответствии с их атомными весами, обнаружилось, что они естественным путем группируются в определенном порядке в соответствии с их валентностью, магнитными и электрическими свойствами. Этот метод группирования элементов известен как «Периодический закон». «Периодичность» элементов можно показать несколькими способами, но тот способ, с помощью которого Периодический закон был представлен покойным сэром Уильямом Круксом, пожалуй, самый понятный. Он отображен на нашей следующей диаграмме:
Все элементы в порядке возрастания их атомных весов расположены на линии, отображающей колебания маятника, качающегося взад-вперед. Наиболее легкий элемент водород - начинает колебания, а самый тяжелый уран (и, возможно, один или несколько еще более тяжелых, пока не открытых) заканчивает колебания. Среди линий, идущих снизу вверх, есть средняя линия и еще по четыре с каждой стороны. Если средняя перпендикулярная линия представляет нулевую валентность, а также «интерпериодичность», если четыре линии по обе стороны от средней линии представляют по порядку валентности 1, 2, 3 и 4 и если элементы расположить на графике в порядке возрастания их атомных весов в точках пересечения линии колебания маятника и девяти вертикальных линий, то оказывается (с некоторыми исключениями), что:
1. На среднюю линию приходятся «инертные газы», которые не соединяются ни с каким другим элементом и, следовательно, имеют валентность равную нулю. Они регулярно возникают после одного полного колебания маятника.
2. На той же средней линии и через регулярные промежутки времени, то есть после одного полного колебания маятника (после неона), проявляется интерпериодичность.
3. Согласно теории Крукса, все элементы справа от средней линии - диамагнетики, а слева - парамагнетики.
4. Элементы появляются в соответствии с валентностью: после любого элемента с валентностью равной 0, следующий более тяжелый элемент имеет валентность 1, а идущие за ним - валентность 2, 3, 4; далее валентность уменьшается, и следующие элементы располагаются последовательно по валентности - 3, 2, 1, и опять валентность 0.
5. Когда колебание маятника направлено наружу от средней линии, большинство элементов на пути маятника электроположительны; когда же колебание маятника направлено внутрь к средней линии, то все элементы электроотрицательны.
Еще в 1887 году Крукс предположил, что химические элементы появлялись в космосе один за другим и их характеристики менялись под воздействием действующих на них сил. Он нарисовал картину «происхождения элементов» из первоначального вещества, которое он назвал «протил» (protyle). Диаграмма Крукса представлена на рисунке с незначительными изменениями; основные изменения касаются того, что каждому элементу ставится в соответствие не его «атомный вес», как это делает химия, а «атомное число», то есть число «предельных физических атомов», содержащихся в нем, и добавлены новые элементы, обнаруженные после 1887 года.
Такая идея «происхождения элементов» в действительности представляет собой факт величайшего предвидения, а не гипотезу. Сначала представим себе, как Крукс донес ее до материалистически настроенной научной аудитории в Королевском институте в Лондоне 18 февраля 1887 г., и тогда наше воображение будет достаточно подготовлено, чтобы понять блистательную концепцию, которую предлагает оккультизм.
«Мы можем на волновом графике начертить результат действия двух форм энергии - одной, действующей вертикально, и другой, колеблющейся взад и вперед, как маятник. Пусть вертикальная линия представляет температуру, постепенно убывающую на неизвестное число градусов от точки распада первого возникшего элемента вниз к точке распада последнего элемента шкалы.
Но какой вид энергии отображается волновой линией? Мы видим, что она колеблется взад и вперед, отклоняясь на равные расстояния от нейтрального центра. Еще мы видим, что это отклонение от нулевой линии соответствует валентности 1, 2, 3 и 4 по мере того как расстояние от центра увеличивается на одно, два, три или четыре деления. Мы видим также, что приближение или удаление от той же самой нейтральной линии определяет электроотрицательные или электроположительные свойства каждого элемента. Те из них, что расположены на удаляющейся от центра половине амплитуды колебания - положительны, а те, что на приближающейся, - отрицательны. Короче говоря, мы приходим к мысли, что представленная в виде колебаний сила должна быть тесно связана с неощутимой материей, сущностью или источником энергии, которую мы называем электричеством.
Наш маятник начинает колебаться с электроположительной стороны: сначала формируется литий, следующий за водородом по атомному весу, а за ним бериллий, бор и углерод. Каждый элемент в момент рождения поглощает определенное количество электроэнергии, и от этой величины зависит его валентность. Так образуются виды одновалентных, двухвалентных, трехвалентных и четырехвалентных элементов.
Д-р Карнелли обнаружил, что «элементы, принадлежащие четным рядам периодической системы, всегда являются парамагнетиками, тогда как элементы, относящиеся к нечетным рядам, - всегда диамагнетики». На нашей кривой четные ряды расположены слева и, как было установлено, состоят из парамагнетиков, тогда как с некоторыми исключениями все элементы справа являются диамагнитными.
Теперь по движению маятника возвращаемся к средней линии, или к отрицательной части амплитуды колебания; появляется азот и наглядно показывает нам, как положение на кривой определяет среднее значение основной валентности. Азот занимает позицию прямо под бором, трехвалентным элементом, и, следовательно, азот тоже является трехвалентным. Но азот также следует за углеродом, четырехвалентным элементом, и занимает пятую позицию, если считать от начала. Теперь эти, казалось бы, противоположные тенденции хорошо согласуются со способностью азота к двойной валентности, его атом, может действовать либо как трех-, либо как пятивалентный элемент. Этот же закон хорошо согласуется с кислородом (двух- и шестивалентным) и с фтором (одно- и семивалентным), и таким образом одна половина колебания маятника завершена. Минуя снова нейтральную линию, мы находим последовательно появляющиеся электроположительные элементы: натрий (одновалентный), магний (двухвалентный), алюминий (трехвалентный) и кремний (четырехвалентный).
Первое полное колебание маятника завершается рождением трех электроотрицательных элементов, фосфора, серы и хлора, и все три, как и соответствующие элементы на противоположной, направленной к нейтральной линии части амплитуды колебания, имеют по крайней мере двойную валентность в зависимости от положения.
Последуем за нашим маятником... и первый элемент, появляющийся, когда маятник начинает свою вторую фазу колебания, это не литий, а следующий близкий ему металл в этой группе, то есть калий, который можно считать прямым потомком лития, с теми же характерными свойствами, но с меньшей молекулярной подвижностью и более высоким атомным весом.
Двигайтесь по кривой, и почти в каждом случае обнаружите действие одного и того же закона. Итак, последний элемент первой полной фазы колебания - это хлор. В соответствующем месте второй фазы колебания мы имеем не точное повторение хлора, а очень близкий ему элемент бром, когда же аналогичное положение повторяется в третий раз, мы видим йод. Нет нужды множить примеры. Я могу лишь отметить, что это явление напоминает нам чередующееся или циклическое воспроизводство в органическом мире или, можно сказать, атавизм, то есть повторение несколько измененных предшествующих типов».