На Дон обычно как? На автомобиле, в летнее сухое время года. Но из года в год одно и то же несколько приедается, ведь все наши впечатления построены на контрастах, не так ли? А потому начались эксперименты. На велосипеде? Спасибо, одного раза хватило. Авто-Дон, но зимой, с палаткой? Бывали, бодряще, можем повторять. На Дон пешком? А что, так можно? А зимой? Мможжжнааа! (с)
Собственно, не совсем пешком, но с участием прогрессивного железнодорожного перемещения областного масштаба в виде двухвагонного дизельного девайса под названием
РА-2. Странно, что в расписаниях он категоризируется как "электричка". Официально же название расшифровывается как "Рельсовый Автобус, 2-й тип". Фактически же состав представляет собой дизель-поезд, поскольку из двухвагонного базового исполнения может дополняться в четырёхвагонный. (Предшественник,
РА-1, был одновагонным, с возможностью объединения в СМЕ, а потому являлся автомотрисой. Тоже ещё встречается в наших краях.) РА-2 оснащён немецкими дизелями MTU и трансмиссией Voith. Были попытки оснащать оба поколения РА отечественными силовыми установками, но они провалились. В эксплуатации ПривЖД находится последний выпущенный экземпляр РА-2.
Так вот, пешком. Дизель-поезд до берега никого не довезёт, и от ст. Качалино начинается самое интересное - прогулка по заснеженным полям-лесам. Летом даже в голову не придёт ехать в эти места, поскольку они переполнены всякими рыбаками-шашлычниками и завалены мусором (это такая исконно русская традиция, заваливать природу мусором). Под снегом же ни мусора, ни шашлычников с рыбаками не видно, так что ничто не отвлекает от наслаждений природными видами.
Собственно, этот пост объединяет сразу две прогулки на Дон, обе они состоялись в феврале, но одна в 2018 году, другая в этом, 2020 году. Сама суть интересна тем, что каждая вылазка длилась ровно сутки, и все эти сутки организму непозволительно спать - тащить на себе палатки-коврики-спальники не имело никакого смысла. Хороший стресс-тест, учитывая обилие движения, физ.нагрузок (сама прогулка, плюс дрова), т.е. если при этом тесте организм не сдюживает, значит с ним явно что-то не так. Что интересно, два года назад я устал сильнее, чем в этот раз. По участнику-коллеге статистики нет, участвовали разные люди, но оба раза нас было двое - мало кого удалось уговорить на такую, пусть и незатейливую, но авантюру.
Помимо всего прочего, приятным моментом было осознание того, что хочешь - не хочешь, а придётся тусить на воздухе ровно сутки, нельзя закапризничать и уйти раньше. Дойти до станции-то конечно можно, но вот уехать в Волгоград будет особо не на чем, какой-то более-менее регулярный транспорт ходит раз в несколько часов.
Зимний Дон непривычен, хоть во льду, хоть без, пусть вижу я его уже далеко не в первый раз. А в остальном - такая же приятная зимняя прогулка, как и в любой лес. И в этот, и в прошлый раз удалось застать снежную и морозную погоду с температурной вилкой -10..-16, с несильным ветром - идеально.
Местные жители совершенно не понимают, что делать на Дону зимой, и какие-то граждане, рассекавшие по полю на "ниве", не поленились остановиться и задать нам соответствующий вопрос. Узнав, что не на рыбалку, а "просто ходим", зависли и вовсе. Такая реакция встречается не первый раз, не понимают люди, что можно гулять по лесу или ночевать на природе просто так, без корыстного умысла.
Обратно в этот раз мы вышли со слишком большим запасом (в прошлый раз пришли впритык и я решил перестраховаться), а потому было время посозерцать с часок зимнее поле на середине пути. Между двумя прогулками всё-таки была одна заметная разница - в первую ночью была тьма, хоть глаза выковыривай, а в эту полная луна отчаянно заливала снежные просторы, мы даже видели свою тень.
А так-то зиму я не люблю.
Сначала картинки из похода 2020 года.
Уж извиняйте, оба похода сняты исключительно на мобилу, таскать камеру по морозу - плохая идея.
01. Восход солнца уже намекал на отличную погоду.
02. Дизель-поезд РА-2.
03. Какие жирные цвета в 20м году, и какое пасмурное нечто в 18м (будет далее). И каждое по-своему хорошо.
04. Видишь много ЛЭП - фотографируй! Сразу вспоминается название волгоградской улицы Электролесовская.
05. И вот башенки водонапорные тоже очень люблю. Эта скучная и типовая, но свет делает её лучше.
06. Нет информации в век информации.
07. Приехали.
08. Нет, я понимаю, что "помним и гордимся", но можно же как-то более творчески и жизнеутверждающе оформлять мемориалы, а не
вешать могильные венки повсюду? Это первое, что ты видишь в Качалино, сойдя с поезда. В Европе, например, так не принято.
Я аж башенку упустил из виду, вон она, справа.
09. Поля-просторы. Качалинская колокольня на горизонте, видно её отовсюду.
10. И вот внезапно дорогу нам преграждает ручей под тонким льдом, по которому прохрюкала "нива" с дядьками, заинтересовавшимися нашим
перемещением. Таки нашли более менее смёрзшийся с травой крепкий участок, глубина там сантиметров 30 была, мокнуть не хотелось.
11. Только чуть схватилось, колеи свежие, снег выпал два дня назад.
12. Запись трека без всяких этих ваших жопээсов.
13. Некоторые травинки в снегу похожи на деревья.
14. Куда ни глянь - нехоженые и неезженые поля-дороги. Мне очень радостно и мизантропично!
15. Рядовой волгоградец редко такое видит: на морозе снег становится кристаллически пушистым, а чуть выше видно, как он искрится.
При околонулевых температурах даже свежевыпавший снег тусклый и грузный, словно мокрая вата.
16.
17. Эта веточка напомнила мне арку Дружбы Народов в Киеве, которую всё порываются снести.
18.
19. Снег на солнце подтаивает и затем смерзается с ветками, не осыпаясь даже на ветру.
20.
21.
22.
23.
24. С дубами такое бывает. Иногда в масштабе целого дерева (но редко).
25.
26.
27. И таки Дон!
28. Льда на реке нет совершенно.
29.
30. Нас здорово выручил позабытый кем-то мангал, с ним развести первую фазу костра было значительно легче.
Из-за частых оттепелей все дрова были очень сырые и горели неохотно. Я даже не поленился потом вернуть его из низины на бугор.
Кому-то ещё пригодится.
31.
32.
33. Небольшая запруда таки схватилась тонким льдом.
34. Наша полянка-лагерь. Пока я гулял к дону, Александр начал наворачивать свои макарошки. А мои уже подостыли, эх.
35. Такой закат даже сложно назвать банальным!
36. Стало темно и ничего не видно, кроме костра, а потому будет много костра.
37.
38.
39.
40. Холодало. Под утро поднялся ветер и температура опустилась до -16.
41.
42. Режим HDR в китайфоне какой-то наркоманский.
43. И конечно, нужно попинать костёр и добыть искр.
44.
45.
46. На обратном пути издалека мы увидели фигуру. Сходство с человеком было потрясающее и по мере приближения не ослабевало.
47. А оно вон чего.
48. Было настолько светло, что даже телефоно-камера что-то снимала.
А теперь картинки из похода 2018.
49. Утро, то же самое время восхода. Пасмурно и вьюжно.
50.
51.
52. Поезд поднимает вихри снега.
53. Всё тот же РА-2.
54. Самое время сравнить с кадром этого года.
55. Видишь индастриал - фотографируй!
56.
57. Качалинская станция. Зал ожидания, полумаете вы? Чёрта с два, отвечу я! Стойте в -16 на ветру, "это Россия, у нас так бывает". (с)
58. Можно спрятаться от ветра в этой дыре-норе.
59. Вроде похоже на памятник архитектуры, но выглядит так себе.
60. И снова поля, на этот раз пасмурные и меланхоличные.
61. Дон в 2018 году был агрегатно твёрд.
62. Панорама. Да, это река.
Можно
пошире.
63. Лёд, толстый-толстый слой льда.
64. И на дровах лёд, но уже тонкий и красивый.
65. Дендрофеминизм?
66. Поляна-лагерь, даже со стеной, а "диван" со спинкой.
67. Макарошки с сарделями, в лесу у костра вкуснее любых деликатесов.
68.
69.
70. Поели - можно и творчеством заняться.
71.
72.
73.
74.
75. Фото костра-2018, для порядку.
76. Глухая темень, без фонаря было никак.
77. Лиса?
78. В ожидании поезда в город.