Для любого крупного города справедливо правило - хочешь выехать на природу или в лес, то в радиусе меньше 100км делать практически нечего. Кучи отдыхающих на машинах и без оных органично дополнены кучами мусора от "отдыхавших" ранее. Причем, каждый авто-отдыхалец стремится врубить радиву в своем корыте как можно громче, а станцию выбрать по-гадостнее, разнося тыц-тыц всякой попсы и вопли рекламы на сотни метров. Но, как и для любого правила, в данном случае имеется исключение, и являет оное собой остров Сарпинский.
Остров расположен он даже в черте города и приписан к одному из районов (Красноармейскому), регулярно действуют пассажирские и транспортная переправы. Крупных населенных пунктов, колхозов и производств не имеет (если не считать заброшенного хозяйства завода "Аврора"). По территории разбросаны мелкие деревеньки и достаточно крупные дачные массивы. Когда-то было много турбаз, но большая часть либо была постепенно смыта при разливах реки (ибо стояли на берегу), либо разложилась сама. Что лично меня, как меломана, радует на всей территории острова, так это отменная акустическая чистота. По дачным массивам если и разносится, то радио "Маяк", а деревни и вовсе безмолвны. Автоотдыхающие остров и вовсе не жалуют. Но самое важное - это на 90% нетронутая присутствием человека-неразумного природа! Шикарные дубовые рощи, озерца, ерики - все очень живописно, хотя и слегка однообразно (по моим наблюдениям, примерно 70% лесного фонда составляет дуб, 25% тополь, и 5% все остальное). Рельеф достаточно спокоен, холмы и овраги отсутствуют.
С Сарпинским у меня связаны воспоминания обо всем отдыхе в детстве и юношестве. Каждое лето я проводил на даче лет десять подряд, потому в достаточно большом радиусе от дачного массива "Аврора" мне знакомо каждое дерево или тропинка - особо далеко я на велике заезжать не рисковал. Но испещренность всего Острова дорогами никогда не давала мне покоя, потому иногда мы с двоюродным братцем или дачными приятелями забирались достаточно далеко (по восприятию того возраста, конечно). Прошли многие годы, восприятие мира и природы в корне изменилось, а Суру или Салют сменила Merida M80. Соблазнив всеми прелестями велоотдыха Windflaw, мы отправились на пять дней бороздить просторы Острова.
День Первый.
Выехали без особой цели, но в процессе она таки сама явила себя. Как лирическое отступление, немного о дорогах Острова. На первый взгляд кажется, что огромное количество дорог (естественно, только грунтовых) расположены на Острове в полном хаосе, и заблудиться в них ничего не стоит. Вобщем-то, одной из вторичных целей как раз и было заблудиться, почувствовать неизвестность. Но, как выяснилось, основных направлений не так уж и много, как и основных путей по ним. 80% дорог же являются дублирующими/объездными. Так как транспортная паромная переправа на Острове всего одна (в Кировском районе около ст.Бекетовка со стороны города), то и все крупные дороги ведут к ней. Потому выбирая самую крупную дорогу в любом направлении, велик риск попасть к этой самой переправе коротким, длинным, или очень длинным путем (что с нами и случилось пару раз, включая и первый день). То есть выехали мы в одну сторону, а оказались в другой.
Останавливаясь пару раз в лесу отдохнуть, мы случайно выехали к единственному, но так и несостоявшемуся индустриалу Острова - подсобному хозяйству завода "Аврора". Когда-то там даже что-то начинало работать, стоял огромный ангар. Но даже в детстве (как-то заехал туда один раз), лет 12 назад, ангар был окружен огромным кладбищем с/х техники. Ныне же ангар разрушен до основания, а его содержимое (тогда он был заперт) так и осталось тайной. Зато до сих пор стоят два не то резервуара, не то силосных хранилища, но и от них на момент нашего приезда что-то отдирали лихие дядьки на "камазе". Чуть в стороне имеется еще ряд построек, но сказать о них положительно нечего - обычный для территории пост-СССР недостроенный и заброшенный индустриал, "деньги на ветер".
Весело булькая минералкой, купленной в близлежащей деревне Крестовой (крупнейшей на Острове, даже современная школа есть), мы по более короткому пути (а эта часть мне хорошо известна, ибо в последние годы иногда езжу на дачу на машине) поехали на "базу".
01.
02.
03. Козявка столь долго и старательно позировала, что пришлось сделать ей небольшую фотосессию.
04.
05. Гусь Свинье не товарищ!
06. Слева виден "камаз" с расхитителями народного имущества.
07. ... хотя расхищать-то особо уже нечего.
08.
09.
10.
11. Когда стяжки проржавеют окончательно, вся конструкция весело рухнет.
12.
13.
14.
15.
16. Механическая смерть.
День Второй.
Весь день мы проковырялись на даче, и выехали только под вечер. Вообще, ехать "на расстояние" длительное время можно было либо утром, либо ближе к вечеру, потому как при +35..+37 накручивать под палящим солнцем невелика радость. Поехали на восток, в часть острова, мне неизвестную. Солнце село, а компас я и призабыл, и как результат, через несколько поворотов дороги мы поняли, что ехать-то едем, а куда - Шайтан его знает. Ну и поехали дальше. И приехали ... Пра-а-авильно, к вчерашней деревне/индустриалу/переправе!
А между тем, смеркалось. Весело загавкали отвязанные на ночь собаки в деревне, не менее весело затарахтели мото-жители, любящие носится без фар по грунтовым хайвеям в нетрезвом состоянии. (В детстве слышал откровения одного мото-гражданина, что он по-пьяни "ходить ужо нимагу, а еззить - дда!". ) И от всего этого буйства жизни стало нам несколько грустно и печально (особенно в этом преуспела Windflaw). Возвращаться было решено все той же короткой дорогой, ибо путь обратно был раза в два длинее и пересеченее. Из вариантов проезда были "веселая деревня" и индустриал, выбрали последнее. Жутковато, скажу я вам, весьма жутковато ехать ночью (которая тем временем окончательно наступила) мимо мертвого индустриала. Не то чтобы "дыхание смерти и разложения", но весьма и весьма рядом.
Удалясь от явного и призрачного присутствия цивилизации, мы отползли в поле расслабиться и хлебнуть таки пивка, очередь до которого так и не дошла ранее. Тихо. Звездно. Красиво. Астероиды там-сям летают. (Комары тоже.) Позднее без особых происшествий вернулись домой. Этим вечер и закончился.
17.
День Третий.
Этот день мы решили посвятить тихому отдыху, выехать с утреца, поплескаться в Волге во время дневного зноя, вернуться засветло. Примерный маршрут выбрали так, чтобы выехать к основному руслу Волги в наиболее диком и безлюдном месте, в сторону полуострова Голодный (который примыкает к северной части Сарпинского). Попутляв по изрядно раздолбанной тяжелой техникой лесной дороге, мы неожиданно въехали в какой-то населенный пункт (Бобыли, если верить гуголю). На въезде отдельно огороженный двор с явно нежилым домиком со ржавой табличкой "Сарпинское лесничество" (или что-то вроде того). Что примечательно, почти все деревца во дворе были мертвые. Символично, да?
Ближе к берегу попался еще и дачный массивчик. Выехав таки на берег мы обнаружили себя аккурат напротив ВолГУ. Как и планировали, весь день плескались в Волге, да пили пивко в тени в гордом одиночестве - пляж был абсолютно пустынен. Веселуха началась, когда стали собираться обратно. Выяснилось, что я проколол переднее колесо в вышеупомянутом массивчике (о шипы набросанных на дороге веток, идиотская привычка присуща всем дачникам и только им), а доехав до "домика лесника" окончательно сдохла камера в заднем колесе Windflaw. Смеркалось, фару я не взял, дороги на час на велах и на три пешком. Никогда я еще не клеил камеру так быстро. Домой ехали уже в полной темноте.
18.
19.
20. Свиньи, гуляющие по пляжу.
21. Дерево с дыркой...
22. ... причем вполне живое.
23.
День Четвертый.
Решили таки найти путь на восточную часть Острова и не угодить снова на западную. Целью было загадочное озеро Таловое, обозначенное на старых картах, как достаточно крупное, а также о нем восторженно отзывались все известные мне рыболовы-любители. Сразу скажу, что озеро мы не нашли. Более того, позже в гуголе я его тоже не нашел! Зато попали на "край земли", то бишь достигли противоположного конца Острова, что я всегда хотел сделать. Грандиозного зрелища слияния двух русел в одно увидеть не удалось - я совсем забыл про подлый мелкий островок, идущий сразу за Сарпинским. Но все равно, чувствовался этакий Момент Истины, хех. Еще так получилось, что к берегу Волги мы подъехали со здоровенного поля, выглядело очень впечатляюще, с одной стороны поле травы, с другой - поле воды.
24. Брошенный дом.
25. Поле травы...
26. ... и поле воды.
27. Видны трубы НПЗ.
28.
29.
День Пятый.
Решили прогуляться в лес пешочком, потому как после обеда придется накручивать по самой жаре обратно в город. Пиво на тот момент уже кончилось, но нашлось кое-что другое, даже более интересное. Обнаружили, что ветка "нашего Дуба", на которой мы сиживали и в прошлом, и в позапрошлом году, надломилась. Погоревав по этому поводу, сели релаксировать на соседний дуб. Поудивлявшись внезапному разнообразию природы мы подверглись атаке кузнечиков. Сначала подошел один, странно пошуршал ногами, после чего они полезли отовсюду! Они мало того, что обгрызали что-то с кед Windflaw, так еще и кусали за ноги. Таки вот хищные гады!.. В соседнем дереве обнаружили гнездо здоровенных шершней, и, осознав, что кузнечики - еще не самое худшее, удалились.
30. Дерево-пасть.
31.
32.
33. Их все больше и больше! Они повсюду!!
34. Два укуса в шею - труп.
Резюмируя: Сарпинский - просто великолепное место для алко-райдерства, да и просто кататься тоже хорошо! В среднем в день делали по 20-30км - немного, но на расстояние мы и не работали.
35.
36.