Детские и подростковые книги, которые мне понравились.
ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ:
► Нина Дашевская. «Тео - театральный капитан».
Книга о мышонке, живущем в театре. Здесь все: и приключения, и любовь к искусству, которое важнее жизни, и тоска по несбывшейся мечте, и самопожертвование. В общем, русская проза. (Но все кончается хорошо.) Я вот люблю это у Дашевской (кажется, уже раньше писала), она не пытается понравиться «детям» или «подросткам», как будто они не такие же разные, как все люди. Она пишет для ботаников и про ботаников. И мне от этого хорошо, потому что это книги для меня.
► Дэв Пилки. «Догмэн: Рождение героя». Комиксы (на 6-8 лет, наверное) о полицейском, который наполовину человек, а наполовину - собака. Типичный детский юмор - взрослым кажется несмешным и даже глупым. Но я почти уверена, что книга должна нравиться, особенно мальчикам. И если вам нужно, чтобы ребенок начал читать сам, это отлично подходит. Я-то люблю такие рисунки и всякое отсутствие нравоучительности )
ФЭНТЕЗИ:
► Поль Мартен и Жан-Батист Буржуа. «Виолетта и затерянный сад»
История про девочку, которая попадает в сад, живущий по своим законам. Книга мне понравилась своим тщательно разработанным миром, каким-то «квестовым» игровым устройством и свободой путешествовать вне обыденной реальности. Чем-то похоже на «Алису в стране чудес».
► Сильвана де Мари. «Последний эльф»
Про последнего эльфа, который вырастил последнего дракона, и они вместе спасли людей от злодея-правителя. Прямолинейно, но история воспитания дракона мне понравилась. Читается хорошо.
► Диана Уинн Джонс. Цикл «Крестоманси»: «Заколдованная жизнь», «Девять жизней Кристофера Чанта», «Сказочное невезение».
Я прочитала пока три книги из этой серии, все мне очень хорошие. Про детей, которые не знают о своем волшебном даре, про перемещения между мирами, заколдованные замки и все такое. «Сказочное невезение», кстати, подробно рассказывает об устройстве жизни в поместье: дворецкий, горничные, лакеи, садовники и т.д. Четвертую книгу, «Ведьмину неделю», называют чуть ли не прототипом «Гарри Поттера», но я еще не читала.
► Йон Колфер. «Артемис Фаул».
Люблю такое, даже из чувства противоречия: главный герой - мальчик-негодяй, который только и думает, как стянуть золото у жителей волшебного мира. Не по годам рациональный, он очень ловко все это проворачивает. Волшебный мир же, представляющий собой пародию на наш земной, не может ему противостоять из-за бюрократических глупостей. Почти вся книга - экшен, осада поместья Фаулов волшебным спецназом. Абсолютно бессмысленно, но очень затягивает.
ПРОЗА «про жизнь» (а как этот жанр, вообще-то, называется?)
► Станислав Востоков. «Брат-юннат». Про то, как автор подростком волонтерил в Ташкентском зоопарке. Немножко беспросветная хтонь конца СССР - жизнь зоопарка какой она была в то время. (Фламинго вместо ноги лыжную палку приделывали.) Я потом еще прочитала «Остров, одетый в джерси» - о том, как автор жил заповеднике Даррелла.
► Крестине Нёстлингер. «История одной семейки». История про подростка, у которого огромная семья: и всё женщины, и все о нем постоянно пекутся, да так, что шагу нельзя ступить свободно. (Ну, или ему так кажется.) Там новонайденный отец, первая любовь и взрослые, которые оказываются, вопреки ожиданиям, нормальными.
► Сара Пеннипакер. «Здесь, в реальном мире». Подросток, которого все стараются «социализировать». Он умоляет родителей оставить его дома (ведь ему почти двенадцать), но они записывают его в городской детский лагерь на все лето.
На развалинах церкви (туда мальчик сбегает каждый день вместо лагеря) он знакомится с девочкой - такой же одиночкой. И вместе они будут спасать это место от застройки. Немного градозащитная книга, и этим, наверное, меня задела больше всего.
«- Ну вот: художник видит что-то, что его трогает, и он присваивает это, делает частью себя. А потом возвращает миру то, что брал, но преобразованным так, чтобы все могли это увидеть. Так понятно?
- Да.
- Чтобы художник мог совершить такое преобразование, ему нужно одиночество. И тишина. За тишину тебе, кстати, ещё придётся сражаться: мир обожает шуметь».
ДЛЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ:
► Анне Провост. «Падение». Рассказ про парня, который больше по случайности, чем по убеждениям, попадает в группу нацистов. История кажется очень достоверной и совсем не нравоучительной. И довольно страшно заканчивается.
► Фернандо Мариас. «Где кончается небо». Мальчик внутри гражданской войны в Испании. Очень хорошее лекарство от детского «вот хорошие, а вот плохие, а я на стороне добра с саблей на коне». Все хорошие, все плохие. Все убивают друг друга. И, даже оказавшись среди победителей, ты не станешь победителем сам, а горечь этой войны будет всегда разъедать душу.
► Инес Гарланд. «Камень, ножницы, бумага». Жизнь подростков и хунта в Аргентине. В книге совсем не так много описаний того, что творили военные, она больше про взросление и первую любовь главной героини. Девушка не очень-то понимает, что происходит в стране, а видит лишь какие-то фрагменты - как обычно и бывает, если ты «вне политики». Но ее друзья оказываются как раз внутри.
► Элиезер Юдковски. «Гарри Поттер и методы рационального мышления». Это фанфик на Гарри Поттера, но я уже поняла, что тем, кто любит книгу Роулинг, эту лучше не читать. Здесь Гарри не милый мальчуган с доброй душой, а довольно циничный и очень рациональный подросток. Он уважает только разум (Когтевран!) и презирает «слабоумие и отвагу» Гриффиндора. Но он все равно на стороне добра, и в том числе потому, что приемные родители его любят.