Традиционный новогодний календарь

Dec 22, 2020 20:17

В этом году календарь проиллюстрирован миниатюрами из Бревиария Гримани.




Рукопись была создана в 1510-е годы во Фландрии. (Как заметил Андрей Чернов, комета, изображенная на каждом календарном листе, может означать, что начало работы над рукописью относится к 1514 году. Комета зимы 1513/1514 годов изображена на гравюре Дюрера "Меланхолия I".) Бревиарий проиллюстрирован лучшими фламандскими миниатюристами того времени (Герард Хоренбут, Александр и Симон Бенинги, Герард Давид и другие).

Удивительно, но заказчик молитвослова неизвестен, хотя ключей к его определению множество. Портретное его изображение встречается на январском, апрельском, майском и августовском листах. Вероятно, стяг с его гербом изображен на октябрьском листе. По всей видимости, этот знатный человек скончался до 1520 года - так как в этом году рукопись уже была продана в Венецию. Сюжеты календарного цикла полностью повторят сюжеты Великолепного часослова герцога Беррийского - это, несомненно, воля заказчика. Фламандские мастера такого уровня не нуждались в том, чтобы прямо следовать образцам. Возможно когда-нибудь имя первого владельца все-таки будет установлено.

Фламандские художники всегда невероятно внимательны к деталям. Если на мартовском листе изображен плуг - то это не просто "образ плуга", а готовый механизм, который можно полностью рассмотреть. На июньской сцене сенокоса изображены косы, к которым сверху прикреплен точильный брусок (я такого не видела раньше). На февральской зимней сцене (она позже повторена в часослове Хеннесси работы Симона Бенинга) можно рассмотреть открытый очаг в доме и отсутствие трубы (только отверстие в крыше).

Итальянский историк искусства и коллекционер Маркантонио Микьель, после того как в 1521 году познакомился с рукописью, восхитился календарными сценами и особенно - февральской: "там, где мальчик мочится на снег и желтая моча подчеркивает белизну заснеженного сельского пейзажа".

Этот роскошный молитвослов венецианский кардинал Доменико Гримани купил в 1520 году за огромные по тем временам деньги - 500 дукатов. Кардинал считал рукопись настолько драгоценной, что завещал ее показывать только "людям исключительного положения в исключительных обстоятельствах", а также позаботился о том, чтобы манускрипт навсегда остался во владении Венецианской республики. Так и случилось. Рукопись хранится в библиотеке Марчиана в Венеции.

Полностью посмотреть 1670-страничный манускрипт можно здесь.

Для первой страницы календаря я выбрала сцену освобождения апостола Петра из темницы ангелом. Пусть все невинно осужденные выйдут на свободу в следующем году.













































Скачать календарь для печати можно здесь.

рукописи, календари

Previous post Next post
Up