Двухоконная рука и Гость на коне ( полный текст - по ссылке)

Mar 14, 2014 23:23


ДВУХОКОННАЯ  РУКА   И   ГОСТЬ  НА КОНЕ

http://zavtra.ru/content/view/dvuhokonnaya-ruka-i-gost-na-kone-/



Александр Иванович Введенский (1904-1941) - один из самых больших и в то же время, пожалуй, самый загадочный русский поэт ХХ века. <…>Поэтому и известен он до сих пор довольно небольшому числу людей. Как любил говорить - по другому поводу - наш покойный другПетр Паламарчук, «одни не признают потому, что не понимают, а другие - потому что слишком хорошо понимают» <...>

+   +   +

Еще в начале 20-х годов сам Введенский говорил: «Меня интересуют три темы: время, смерть и Бог».

Время для Введенского связано с изначальной выброшенностью мира из области чистого бытия, которая для православного сознания связана с прародительским грехом. «Однако чудо возможно с момент смерти. Оно возможно потому, что смерть есть остановка времени» («Серая тетрадь»). Время - линейное время ( а,значит, и история) - не сотворено Богом, а рождено падением человека и мира.

«Кругом возможно Бог» (1931). открывается загадочным «вознесением цветов», полностью соотносимым с классическим в мировой поэзии «прологом на небесах». Но у Введенского все строго наоборот. Цветы уходят с земли - мотив, совершенно не разгаданный литературоведами, но хорошо понятный, если вспомнить об Охтенском кладбище и всем, с ним связанном: Александр Иванович не мог не знать об эсхатологических представлениях некоторых старообрядческих согласий (в частности, Спасова согласия) о том, что «Церковь ушла на небо» и «в миру ничего нет» («Выходит, что дома и неба и леса еще больше нет, чем настоящего». - «Серая тетрадь»). Только после «полета цветов» начинается посмертное странствие казненного героя (его имя неизвестно - автор называет его Фомин):

Спустите мне, спустите сходни,

Пойду искать пути Господни.

В своем посмертном странствовании Фомин, лишенный головы (традиционный мотив decapitatio, усекновения головы, дающего особое сердечное зрение - сравним, например, с житием преподобного Меркурия Смоленского - вообще пронизывает произведения Введенского),  попадая в разнообразные ситуации, зеркально отображающие мир земной, познает, что

…в нашем посмертном вращении

спасенье одно в превращении.

Но это превращение оказывается возможным лишь когда «Бог посещает предметы». Иначе, как говорит Фомин, «у земли невысокая стоимость»: она оставлена.

<…>

Последнее эсхатологическое превращение - посещение мира Богом - изображается Введенским как деяние, при котором «Мир накаляется Богом». При этом особое значение приобретает рука Фомина, о которой говорится:

Его волшебная рука

изображала старика.

Что это значит?

Будем читать дальше:

Фомин лежащий посинел

И двухоконную рукой

Молиться начал. Быть может только Бог.

Легло пространство вдалеке.

Полет орла струится над рекой.

Держал орел икону в кулаке.

На ней был Бог.

Интересно, что Введенский пишет «Быть может только Бог» без запятой после «может». Кроме Бога, значит, на самом деле ничего нет. Но еще интереснее другое -«двухоконная рука». Что это значит? Среди не дошедших до нас ранних произведений Введенского, перечень которых содержится в так называемой «Шуркиной тетради», мы находим под номером 30 - «Состояние двуперстного ощущения времени».

<…>

Вот она, оказывается, разгадка! Рука, характерно «изображающая старика», держит на самом деле ключ к пониманию всей жизни и труда поэта!

Два перьста  убо и едина рука являютъ распятаго Господа нашего  Icуса Христа во двою естеству  и единомъ съставе познаваема, десница же неизреченную Его силу и одесную Отца седение возвещаетъ ( преп. Петр Дамаскин, цит. По  Успенский Б.А. «Крестное знамение и сакральное пространство»,, М., 2004,  сс. 35 и 43). Б.А.Успенский указывает, что в русских переводах преп. Петра Дамаскина это место опущено, а в славянских послераскольных - сокращено ( Указ. Соч, с.83-84 ). Введенский мог это знать, как через отца, так и как-то иначе, но мог и не знать

Так или иначе «Кругом, возможно, Бог» оказывается развернутым исповеданием древлего, дораскольного Русского Православия.

«Двуперстное», дораскольное «ощущение времени», действительно не имеет ничего общего с современным. Напомним, что важнейшей «никоновой справой» была замена в Седьмом члене Символа веры словЕгоже Царствию несть конца на Егоже царствию не будет конца.

<…>

Между 1931 и 1934 гг  Введенский написал одно из своих  самых  известных, но и самых загадочных стихотворений «Гость на коне».  Приведем его полностью :

Конь степной
бежит устало,
пена каплет с конских губ.
Гость ночной
тебя не стало,
вдруг исчез ты на бегу.
Вечер был.
Не помню твердо,
было все черно и гордо.
Я забыл
существованье
слов, зверей, воды и звезд.
Вечер был на расстояньи
от меня на много верст.
Я услышал конский топот
и не понял этот шопот,
я решил, что это опыт
превращения предмета
из железа в слово, в ропот,
в сон, в несчастье, в каплю света.
Дверь открылась,
входит гость.
Боль мою пронзила
кость.
Человек из человека
наклоняется ко мне,
на меня глядит как эхо,
он с медалью на спине

<…>

Стихи эти, без сомнения, «записанные».

Так или иначе - кто -   посетил  поэта  ?

Живший в конце XIX в иследователь новгородских древностей Василий Передольский рассказывает, что во многих грамотах ХП-ХШ веков упоминается некий Князь Куний Гость, или, по-литовски, Куни-гаса, что в переводе означает Конный гость.



Но Царь - это «небесное» или «подземное», точнее, и то, и другое. При этом Иван Грозный в переписке с князем Курбским говорит о  двух рукахЦаря - деснице и шуйце, о  «царевой милости» и «царевой грозе». В «Кругом, возможно, Бог» - два царя.  Один - на престоле. Когда он появляется, темнеет в глазах. Он руководит казнями.

Палач будет казнить людей,

Несть эллин и несть иудей.

Другой царь - сумасшедший царь Фомин. Он молится двухоконной рукой.  Царем он становится  после того, как рубят голову ему, и «первый» Царь говорит:

Ах какой ужас. Это  в последний раз.

О Последнем - еще не явленном в истории - Русском Царе среди предстказаний преподобного Серафима Саровского осталось и такое

Когда Земля Русская разделится и одна сторона явно останется с бунтовщиками, другая же явно станет за Государя и целость России, вот тогда, ваше боголюбие, усердие Ваше по Боге и ко времени - и Господь поможет правому делу - ставших за Государя и Отечество и Святую Церковь нашу - а Государя и всю Царскую Фамилию сохранит Господь невидимою десницею Своею и даст полную победу поднявшим оружие за Него (грядущего Государя), за Церковь и за благо нераздельности Земли Русской - но не столько и тут крови прольется, сколько тогда как когда правая за Государя ставшая сторона получит победу и переловит всех изменников и предаст их в руки Правосудия, тогда уже никого в Сибирь не пошлют, а всех казнят, и вот тут то еще более прежнего крови прольется, но эта кровь будет последняя очистительная кровь ибо после того Господь благословит люди Своя миром и превознесет рог Помазанного Своего Давыда раба Своего Мужа по сердцу Своему, Благочестивейшего Государя Императора. Его же утвердила и паче утвердит десница Его святая над Землею Русскою.

Этот Царь должен быть явлен на земле в самые последние времена земного мира, накануне прихода антихриста и Второго Пришествия Господа нашего Исуса Христа. Его иногда именуют Царем-Победителем. На него же, очевидно, указывала и блаженная Ксения Петербургская,
<...>

О известных в северной столице  прообразовательных указаниях Жития блаженной Ксении, известных задолго до ее недавнего официального прославления,  пишет Роман Сергиев (- http :// www . pokaianie . ru / article/ prophecy / read /10413/ full /) : «Про имя Царя-Победителя известно так же из другого пророчества - речь идет о словах блаженной Ксении Петербургской.«Привожу отрывок из публикации о блаженной Ксении в «Ведомостях Санкт-Петербургской городской полиции», в номере № 264 за 1847 год: «Лет сорок или, может быть, несколько более назад скончалась здесь, в Петербурге, вдова придворного певчего Андрея Феодоровича, Ксения Григорьевна, известная в своё время под именем Андрей Феодорович. Имея множество знакомых, большею частию из купеческого сословия, она часто приходила к ним за милостынею и ничего более не брала как «Царя на коне»: так называла она старинные копейки, на которых, как известно, было изображение всадника на лошади . «Дайте мне Царя на коне», - говорила она всегда умилостивлённым голосом, брала копейку и уходила»…

«Царь на коне» - это старинная медная копейка с изображением всадника. Прося всегда только копейку, блаженная Ксения никогда не брала больше, даже двух копеек. Был, например, случай, когда в одной лавке блаженной Ксении в ответ на ея просьбу дать «Царя на коне» незаметно сунули в карман несколько золотых монет<...> Бывало, что человек, получивший несколько рассказывали о миллионерах, ставших нищими, и о нищих, превратившихся в миллионеров (см.: Животов Н. «Странники». - СПб., 1891). Старожилы Сытного рынка вспоминали, как одному нищему блаженная Ксения дала «Царя на коне», сказав: «Ты далеко на нём ускачешь…» - и он действительно сделался богачём».копеек, вскоре становился богачом».

И Роман Сергиев продолжает :

«Можно уверенно сказать, что эти пророчества .не столько относятся к жителям Петербурга XVIII века, сколько к нам. Ведь Царь на коне - это герб всей России. Это не блаженная Ксения, а благодать Святого Духа через неё, блаженную, пол века учила Русских людей, что примете Царя на коне (Царя побеждающего антихриста) и будете богаты, прежде всего духовно, а если отдаёте Царя, то будете нищими Когда же вся Россия воскликнет вместе с блаженной Ксенией: «Господи, дай нам «Царя на коне», больше нам ничего не надо»! И Господь даст нам Царя-Победителя, а с Ним и весь мир, а главное Царство Небесное на вечные времена»

Вот еще   эпизод,  приводимый  почти во всех редакциях жития блаженной Ксении:

«Как-то раз встретила она одну благочестивую женщину, свою знакомую, и, остановив её, вручила ей медный пятак с изображением всадника и сказала: «Возьми пятак, тут Царь на коне ; потухнет ». Ничего более не добавив, он пошла дальше. Обезкураженная женщина отправилась домой, недоумевая, что бы могли значить слова Ксении. Едва выйдя на свою улицу, она с ужасом увидела, что в ея доме начался пожар. Но не успела она ещё даже добежать до поглощаемого пламенем строения, случилось чудо - по милости Божией огонь удалось остановить, людская помощь подоспела вовремя. Тут только поняла женщина, что означали слова блаженной: «Возьми пятак, потухнет»»! (Жития святых. Книга пятая. Свято-Успенская Почаевская Лавра. 2005, с. 954).

И вот как комментирует его Роман Сергиев: «Дом, объятый пламенем, - это вся наша Россия, и пламень, её пожирающий, не остановится до тех пор, пока мы не примем Царя на коне - Царя-Победителя».

Еще важнейшее -  о  двухоконности.

<…>

«Имя сущности или  А) тождественно с самой сущностью, или В)отлично от нее, или С) и тождественно, и отлично сразу<…> Имя сущности есть, таким образом, сфера общения сущности с инобытием - та сторона сущности, которая открыта для инобытия» ( А.Ф.Лосев. «Диалектика мифа)»

Человек из человека
наклоняется ко мне,
на меня глядит как эхо,
он с медалью на спине

«Гость» Введенского раздваивается своей «потусторонностью», «зеркальностью и обращается», «инобытием» ( «глядит как эхо», «с  медалью на спине») - но именно с медалью, что указывает на изначальную принадлежность его к военному сословию, «кшатриям», «конным».   Следовательно, «в проявлении» он имеет отношение к военным событиям.

В этом смысле любопытны «народные толкования» ( в некоторой обработке и с сокращениями) явления Царя-Победителя на православно-монвархических блогах в Сети.

Мария Киронова: "Выбранный Богом царь уже родился царем, его еще не было, а воля Господа уже предрекла ему царствование. Как можно сомневаться в выборе Бога? Если Он благ и человеколюбец. Разве Бог выберет недостойного, или выбор Бога может быть неудачным? Что мы знаем из пророчеств о будущем царе? То, что сам антихрист, это воплощение зла и сатаны, будет его бояться. Если это рекомендация в цари, то лучшей рекомендации мне не известно.
Кто уже сделали сами богоборцы. Нашли бы и убили. Не сомневайтесь, если бы точно знали где будущий русский царь, то и атомную бомбу скинули бы в то место он будет, никто не знает. Потому что Господь его укрывает и сохраняет до времени. Если бы его можно было бы определить и "вычислить" согласно каким-то законам о престолонаследии, или по родственным связям, то это давно бы, чтобы его уничтожить. Враги Господа отлично понимают, чем им грозит воцарение такого царя, предвестника их погибели. Поэтому то кто он, никто не знает" ( http://avdy-san.livejournal.com/28006.html)

И.И. : Теоретически мы  не можем видеть Царя-Победителя
А ведь с  точностью  можно утверждать - что Грядущий Царь-Победитель сейчас  в надлежащих  и возрасте и навыках и т.д. и т.п.  И  его  имя  точно - перед самым -самым  носом ! Возможно - что не столько в его фото или видео - но в Богоугодных  делах  -это на 100%

Самая главная  причина - одна.  Хотя она состоит из множества подпричин ))) Не время  пока.  И Грядущий Царь-Победитель сокрыт  Господом  Богом  до определеннлго им времени  и от себя самого  А проще говоря - что грядущий Царь-Победитель и Сам не знает - что Он именно тот Единственный  грядущий Царь-Победитель (http://m.vk.com/topic-1053462_27986739)

<...>

Но если Царствию несть конца, и линейная хронология условна, то Царь-Победитель, действительно, как о том пытаются в меру сил говорить авторы вышеуказанных блоговых записей, находится не в «будущем», а рядом с нами. Эта реальность существует, а увидим мы ее, как и в каком образе - полностью, частично или вообще не увидим, зависит от нашей способности ее воспринять. По сути, об этом говорил и епископ Феофан Полтавский(1872  -  1940 ) : «Вы спрашиваете меня о ближайшем будущем и о последних Временах. Я не сам от себя говорю, а сообщаю откровение старцев. А они передавали мне следующее: пришествие антихриста приближается, и оно очень близко. Время, отделяющее от него, надо считать годами и в крайнем случае несколькими десятилетиями. Но до пришествия антихриста Россия еще восстановится, конечно, на короткое время. И в России должен быть Царь, предъизбранный Самим Господом. Он будет человеком пламенной веры, великого ума и железной воли. Так о нем открыто. Будем ожидать исполнения открытого. Судя по многим признакам, оно приближается, если только по грехам нашим Господь Бог - не отменит и не изменит обещанного. По свидетельству слова Божия, и это бывает»

Введенский  этой реальности коснулся.

При этом  Имя  (человек) и инобытие Имени ( из человека)   в точности, по А.Ф.Лосеву, и  тождественны, и отличны сразу.  Это и есть двухоконная рука.

А наклонение «человека из человека» - точный образ двуперстия.  А два перста, вышний (указательный) да средний великий, вместе сложити и простерти (держать Вышний же перст образует Божество, а нижний человечество, понеже сошел от вышних спасти нижняя прямыми). Великий же перст держати мало наклонно, то образует два естества Христова, Божество и человечество. Бог по Божеству, а человек по вочеловечению, во обоих совершен.. Наклонение же персту толкуется: преклонь бо небеса сошел на землю, нашего ради спасения. -  толкует крестное знамение блаж. Феодорит Кирский (393 - 466 гг.) В этом смысле сам Царь есть икона, «образ одушевлен самого Царя Небеснаго» ( преп. Максим Грек). А теперь вспомним, что именно икону держит в  финале поэмы «Кругом, возможно, Бог», орел - тоже один из символов Царя - Небесного и земного.

+   +   +



+      +     +

Я не доверяю памяти, не верю воображению. Время единственное что вне нас не существует. Оно поглощает все существующее вне нас. Тут наступает ночь ума. Время всходит над нами как звезда. Закинем свои мысленные головы, то есть, умы. Глядите, оно стало видимым. Оно всходит над нами как ноль. Оно все превращает в ноль. (Последняя надежда - Христос Воскрес). Христос Воскрес - последняя надежда.

(  А.Введенский. «Серая тетрадь» )

Как любил заканчивать свои стихотворения сам Александр Иванович,

Всё
Previous post Next post
Up