ПРОТОКОЛЫ КУРОРТНОЙ КУХНИ
План был прост - попробовать все цветущее, дымящееся, кипящее и водоплавающее, обойти все кафе на набережной, заехать к горцам в аулы и поймать зубами медузу. Мы с любимой женой приехали в Сочи. Здесь сочно! Соленый ветер носит запахи мяса и выпечки, армяне чешут волосатые груди, а приезжий народ жмется к морю. Мы тоже в шортах и шлепанцах вышли на галечный пляж. Нырнули для порядка в пучину и садимся за столик. Что приготовили нам хозяева зимней Олимпиады? Чем удивят озорных гуляк черноморцы?
Берут за еду недорого, да и денег у нас навалом.
Поначалу из осторожности берем привычные суп-лапшу и говядину в горшочках, смотрим на пароход. А с парохода глядит на нас капитан. Приложился к биноклю, облизывается. Порции честные, одобряем. И говядина пропеклась как положено, по-олимпийски. На десерт молочный коктейль с мороженым, ванилью и барбарисом. И так он мне пришелся по вкусу, что я и в номер его заказывал, и пил канистрами, и на ночном берегу искал - лишь луна была спутницей, жена отдыхала.
Поутру захотелось окрошки, и день был посвящен дегустации. По всему побережью она на кефире. На квасе не сыщешь. Так мало того - кефир разбавляют, христопродавцы! Я и бранился, и губернатору звонил - все впустую. Правда, колбасу тебе или курицу - сам выбираешь. Под вечер нашел совестливый ресторан и успокоился густой, настоящей подачей. Аппетит окреп, пришлось брать солянку. Вот это штука нажористая, чего в ней только нет!
Для разнообразия и получения разведданных заглянули однажды в столовую - рис с овощами, пюре с котлетами, салатик "под шубой", компотик из алычи... Все так жидко и бедно, что решили раз и навсегда покончить со столовским питанием. Эй, прислужники, тащите самый большой хачапури по-аджарски, черпайте из казанов хашламу, волоките поднос инжира, режьте медовую дыню! А официантка, между прочим, из Пятигорска. На заработки приехала.
В ночном клубе нам подают перед танцами сухое вино, мидий в раковинах и теплый салат из мяса. А рядом с нами расположился грузин Роберт, перед ним душистый кальян и гора шашлыка. Это почти Арарат! Но Роберт хищно работает челюстями, Роберт голоден. Буйный кекуок под композиции модной певицы Нюшы снова будит в нас аппетит, и мы поднимаемся на джипе в дальний аул. Однорукий, но героический водитель Давид просит обратить внимание на "бомбические видончики", открывающиеся слева и справа, и орошает нас брызгами реки Хобзы, газуя прямо по ней. А в горах мясо маринуется в хванчкаре. Мы заедаем его, запашистое, домашним сыром, запиваем каштановым медом, пробуем миндальный коньяк и чачу, обкусываем ёку - сырный омлет в лаваше. Ёку можно макнуть в сливочный соус, еще к ней замечательно подходят рулетики из баклажан с орехами и зажигательное болеро Давида и Ани в сумеречном воздухе гор.
"Как хороши, как свежи были раки..." - примерно так писал о раках Иван Тургенев, протягивая хвостик ненаглядной Полине Виардо. Как же можно не купить у дядьки на пляже раков? Он так зазывно кричит, они такие красненькие и клешнястые! На пятьсот рублей - тридцать три штуки! Шевелятся, хоть и вареные. Таращат глаза, хоть и маленькие. А из рыбы - копченый угорь, безстыдно распахнутый толстолобик и барабуля. С местным пивом - за милую душу!
А потом я напал на баранину! Прямо и переносно. В одном симпатичном местечке на морском берегу меня привлек бараний ливер в жировой пленке, сжаренный на мангале. Сразу же зазвучал в голове дудук брата Дживана, потянуло с кухни манящим дымком и были поданы три изумительных ломтя. Это лучшее из того, что съедалось на море! Войдя во вкус, спрашиваю у дамочки, что за диковинный зверь - икибирь с курдюком? Дамочка смущается и уходит консультироваться к армянам. Возвращается с тайной: "Это жир!" Но позвольте, жир - это курдюк, а я, в первую очередь, заинтересован икибирем. После долгих совещаний на кухне, созрел ответ - мякоть ягненка! Да! Да! Разумеется буду! Шестьсот граммов ровно! Это приятнейшее из того, что съедалось на море! Мой кумир - икибирь с курдюком!
Жена, конечно, восторг мой не разделила, заказала тривиальные сырные шарики и выщипала орехи с чурчхелы...
А медузу я все-таки поймал зубами на глубине семи метров. Пожевал немного и выплюнул - она, ребята, на вкус противная.