Сланфрило меня как-то на НГ поглядеть новый мультик от Диснея "Frozen", который наши перевели как "Холодное сердце". Ну вот не по нраву им лаконичное западное "Замороженные" (по аналогии со "Спутанными"/"Tangled", то есть "Рапунцель", которую создавала та же команда), но суть сказки вполне отражает. Начал глядеть, но забил - не потмоу что, не понравилось, как раз наоборот, просто Маринку тоже хотелось приобщить, но было уже поздно, мы носами клевали XD В общем, сподобилось поглядеть только вчера.
Дисней в очередной раз порадовал, эта фирма, как известно, веников не вяжет) Вообще очень хочется надеяться, что грядет второй расцвет Диснея. А то долгое время за них один Пиксар отдувался. Я пикасровских мультиков видел мало, навскидку вспомню только безбашенный "Рататуй", а вот более серьёзные и философские, такие как "Вверх" или "Валл-И" как-то не заинтересовали, может именно потому что не совсем и детские) Мне как-то по душе детские диснеевские сказочки, и вот наконец Дисней начал возрождаться. Сначала этакое "возвращение к истокам" в лице "Принцессы и лягушки", которую решили делать, как в старое доброе время - 2D-рисованная анимация, никаких компьютеров, рисовали старые и проверенные мастера, которые трудились над "Русалочкой" и "Аладдином". Когда вышел, заценить не получилось, но непременно теперь восполним этот пробел) Принцессу с лягушкой вроде как поругивали, мол, после длительного перерыва снова взяться за перо трудно, и потому вышло послабее, чем предыдущие шедевры, ну вот и проверим))) Потом была Рапунцель - первый 3D-мультик от Диснея (именно Диснея, а не Пиксара, я вроде компьютерных мультов до нее больше не помню), который уже прошёл на ура, и вот теперь - "Холодное сердце".
Сразу видно, что создатели помнят предыдущий успех и использовали снова те фишки, которые помогли его добиться в прошлый раз. Снова история, которую иначе как в 3D и не покажешь - что косы Рапунцель, что ледяные фокусы Эльзы: ну как это великолепие можно изобразить в двумерной анимации? Снова нехилые комплексы у героини, снова вместо принца - простой советский парень, сама рисовка героев и, в особенности, героинь очень напоминает Рапунцель, и даже присутствует копытное с собачьими повадками. Только на сей раз не конь, а олень, и в нём всё-таки поменьше собачьего, чем в Максимусе, в котором явно угадывался заточённый в лошадиное тело пёсик Плуто) И если Макс - благородный "сторожевой" конь, то олень Свен ну чистая дворняга))) И даже лаять пытается)
И при всём этом авторы умудрились не повториться, а создать совсем другую историю. Пожалуй, не совсем детскую, но тут как раз выдержана та "золотая середина", где смотреть будет интересно смотреть и детям, и взрослым, и сделано это вовсе не в том стиле, как это делают DreamWorks. У них взрослая аудитория привлекается в основном за счёт пародий и отсылок к разным другим произведениям или недетских шуток. И получается, по-моему, как-то кусочками - тут детям неинтересно, потому что не понять, в чем "ха-ха", тут взрослые зевают, потому что слишком "для маленьких". А тут - вроде бы наивная детская сказка: с принцессами (для девочек), прикольными оленями/снеговиками (для мальчиков) и красивыми ледяными чудесами (для всех). Но в то же время очень психологичная и проблемы поднимает совсем не детские. Да и в сюжете есть довольно жёсткие моменты: гибель родителей, Анна едва не умирает, с принцем вообще решили соригинальничать. Ну и маленькие детишки, говорят, пугались вырастающих острых сосулек и снежного монстра. Монстриком, на мой взгляд, только маленьких и можно напугать, а вот сосульки да, жутковатые. В 3D, наверно, эффектно выглядело. Зато показали дар Эльзы как есть, одинаково осветили как его прекрасную, завораживающую сторону, так и обратную - по-настоящему опасную и угрожающую.
Сами характеры, сначала по-доброму пародирующие сказочные штампы (романтичная принцесса, рафинированный принц и любовь с первого взгляда), затем "вырастают из детских штанишек" и становятся по-настоящему сложными и неоднозначными. Героям хочется сопереживать. Мне вот с самого начала было очень жаль Эльзу, обречённую всю жизнь жить в страхе, бояться саму себя... Не случайно именно Эльза стала самой популярной. Не только потому, что ей сочувствуешь, но потому что она очень сильна, как личность. У неё хватило душевных сил не озлобиться, не возненавидеть себя или окружающих. Она до последнего живёт по принципу "Не навреди", ставшему для неё основой существования. Выступает против свадьбы сестры потому что боится - и так уже всю коронацию как на иголках, а тут свадьба! Новое торжество, при котором обязательно присутствовать! Куча гостей! 12 (!) братьев жениха! Убегает в горы, хоть на неё и кричат "Колдунья!" только потому что видит, как дар выходит из-под контроля и единственный, да и привычный выход - убежать, спрятаться. Слишком уж эффективным стал в детстве урок с младшей сестрой. Он стал гарантией, что, даже если Эльзу доведут, она тысячу раз подумает, чем причинить своей силой кому-то вред. Потому что уже сама ощутила, как больно, когда из-за этого дара страдает близкий человек. Да и Эльза, при всем, пардон за каламбур, холодном рассудке, в первую очередь - яркая творческая натура. Она художница, её прёт от возможности создавать, а не разрушать. Как она расцветает одна в горах! Песня "Отпусти и забудь" не зря так пришлась зрителям по сердцу. Как по мелодике, так и по вокалу. И мелодия, и голос постепенно от грустно-обречённых и отчаявшихся нот возвышаются, крепнут, и наконец в них такое ликование, что за Эльзу радуешься. Она получила возможность побыть собой, принять и полюбить себя такой, какая она есть, жить так, как ей хочется. Построила себе роскошный замок, приоделась. Пусть красоваться не перед кем, но чисто для себя-то самой ;) Красиво жить не запретишь, как говорится. Вот что надо было родителям-то сделать - вывезти дочурку куда-нибудь подальше и пусть тренируется, не опасаясь никому навредить. А так - этот шаг, разумеется, был для Эльзы необходим. Но, мне кажется, продолжалось бы так дальше - ей в конце концов всё равно стало бы скучно. Да, одиночество привычно, но разве оно её не тяготит? Да достало её сидеть взаперти, когда из окна виден целый мир, а под дверью сохнет любимая младшенькая, которая соскучилась по сестрёнке. Ну и вообще, художнику нужен зритель) Благоустроить свою жизнь - это пожалуйста, но охота ведь, чтоб твой труд оценили, повосхищались) Особенно девушке)
Младшенькая Анна - полная противоположность сдержанной сестре. Гиперактивная, прыгучая, эмоциональная (мы её назвали повзрослевшей Машей XD), но в них есть одно общее: обе способны на искреннюю любовь и привязаны друг к дружке. И ради этой сестринской любви способны свернуть горы. И новый сюжетный ход нашёлся - спасает всех не "поцелуй любви". Любовь разная бывает. И как раз логично: Эльза накосячила, Эльза и должна всё исправить. Так что нефиг всяким умным людям придираться, мол, логика в сюжете отсутствует и "любовью" прикрывают все сюжетные дыры. Дар Эльзы вообще показан более чем убедительно. И через него, как через хрустальную призму, просвечивает главная "мораль басни": не надо прятать чувства и держать всё в себе. Как проявлялся дар Эльзы, напрямую зависело от эмоций. Когда она колдовала? Только на эмоциональном подьёме. Вот она веселится с сестрёнкой, хочет её порадовать - и строит мягкие, пушистые сугробы, в которые совсем не страшно упасть, ледяные горки, с которых можно кататься, лепит безобидного снеговичка, ставшего впоследствии другом Анны - потому что в нём было так заложено, он создавался на добрых эмоциях и для сестры. Осталась одна, видит, что бояться некого - отпустила свой дар и восхитилась сама тому, что может: поражающий воображение ледяной замок, мосты, лестницы. И всё на волне "Ух ты, как я могу!". Причём с подтекстом "И это никому не навредит", а не с подтекстом "Сейчас покажу этим жалким людишкам, называвшим меня чудовищем!" А вот злится - и получается не снеговик, а снежный монстр. И то - у него задача никого не убить, а просто прогнать Анну, подсознательно вложенная Эльзой. И потому он усердно гоняется за ней только чтобы поймать... страшно прореветь "Уходи!" и швырнуть в снег. А потом спокойно, с чувством выполненного долга удалился)) И не подумал, что Анна, вообще-то и так уже сама свалила))) А вот Эльза пугается на коронации, взмах рукой: и вырастает ледяная стена с ощерившимися сосульками, острыми, как копья. Подсознательное желание защититься. Лишь один раз я всерьёз испугался, как бы она всё-таки не перешла на "тёмную сторону". Сначала пригвоздила одного из нападавших к стене - тут первый ёк сердца, ибо показалось, что реально пришпилила. Но нет - крупный план, и видно, что только пригвоздила одежду. Вздох облегчения и восхищение ювелирной работе: ведь могла же убить, но не стала. И тут же Эльза ледяной стеной постепенно сдвигает второго солдата в пропасть... Вот это уже была грань. Она сама находилась на краю обрыва в этот момент, хорошо хоть остановить успели.
Но вот оледенела родная сестра. Что могла чувствовать Эльза в этот момент? Чувство вины и непреодолимое, жгучее желание её вернуть, вернуть всё как было. Разве ни у кого из нас не возникает такого желания, когда сделаем что-нибудь не так? Разве не хочется всё исправить? В первый раз Эльза дала волю эмоциям, когда была одна - некого бояться, никто не видит. Она приняла сама себя. Но теперь эмоции прорвались снова - сестринская любовь, которую она от страха прятала все эти годы, вышла наружу. Впервые после долгого перерыва она обняла Анну, как ей уже давно хотелось. И это растопило лёд. Жаль, что такое бывает часто лишь в сказках, и мы проявляем чувства тогда, когда уже не в силах ничего изменить. Но так как это сказка, Эльзе даётся второй шанс, благодаря которому она осознаёт до конца управление своим даром. Не только как вызывать холод, но и как отзывать его. По-моему всё логично. Жаль только, что для такой героини не нашлось в сюжете места для принца) Ведь более чем заслужила! По мне - так вообще персонаж нового поколения. Ну, может продолжение сделают - все заделы на это есть. А я бы ещё и от приквела не отказался, объясняющего дар Эльзы. Может, был у них там предок, который когда-то давным давно "растопил" какую-нибудь Снежную королеву)
Ну и с остальными персонажами было бы интересно встретиться вновь) Один крышесносный снеговичок, постоянно распадающийся и мечтающий о лете, чего стоит! И ведь сбылась мечта, даже такая, на первый взгляд, сумасшедшая. Хороши и оленевод Кристоф (люблю таких простых деловитых парней) с оленем Свеном. Олень гораздо обаятельнее, на мой взгляд, чем Максимус - тот уж слишком серьёзный) В общем, для детей - волшебная сказка, и взрослым есть над чем подумать, очень уж психологично всё показано. Даже перчатки - чисто психологическое внушение: - пока носишь перчатки, всё будет нормально, снимешь - не избежать неприятностей.
Из многочисленных музыкальных номеров, кроме, разумеется, фееричной "Отпусти и забудь", запомнилась песенка ледорубов - такая фольклорная по духу, северно-скандинавская, брутальная и одновременно романтичная. Ну и про сугробы - создаёт новогоднее настроение)
PS. Расписался что-то про одну Эльзу))) Ну так она мне больше всех и понравилась. И не только мне. И, я думаю, причина вот в чём. Казалось бы: вот вам и трудное детство, и комплексы, и огромная сила - что должно было из такого получиться? Правильно, "харизматичный" злодей, которого "можно понять". А вот не получился. Потому что жизнь научила: сила - это в первую очередь ответственность. Не хватает нам таких героев, ой как не хватает.
PPS. Насчёт того, что олень повторяет коня Макса: а это вообще мир такой, видимо эволюция так петляла, что у них копытные на собак похожи))) Потому что в мультике есть, как выяснилось, подсказка, что события "Рапунцель" и "Холодного сердца" происходят, так сказать, в "одной вселенной".
Узнаёте ёжик?)) Оказывается, Рапунцель-то в Элендере гостила)