Перелёт «Камчатка 2012» ― 14 июля, перегон Олекминск → Железногорск-Илимский

Dec 10, 2012 13:09

День 14 июля 2012 года мы практически целиком провели в небе. Чистое полётное время около 8 часов. Пройдено свыше 1000 километров. Денек выдался непростой - сначала летели в дожде, потом и вовсе начался слёпой полёт по приборам. Далее к СМУ (сложные метеусловия) прибавился выход из строя системы перекачки топлива, что поставило нас перед сложным выбором: лететь дальше по маршруту или уходить на запасной аэродром. Был выбран второй вариант, но он включал необходимость непростого общения с диспетчером ― если бы тот прознал, что у нас нарекания к матчасти, то мы получили бы кучу административных проблем. Полностью наш маршрут в этот день выглядит так: вылет из Олекминска, посадка в Ленске, затем незапланированная посадка в Киренске и финальный перегон до Железногорск-Илимского.

Авиационный GPS с машрутом UEMO (Олекминск) → UERL (Ленск)




Привычно рано просыпаемся, завтракаем и на такси добираемся до аэродрома. Небо над Олекминском затянуто низкой облачностью, правда, между землёй и облаками зазор есть, значит, летим. Обегаем по кругу все аэродромные службы, получаем информацию что Ленск сегодня принимает и бежим готовиться. Взлетаем.




Наш метеоролог - Владимир Бровкин. Участникам свободных проектов, например, Википедии он может известен как Corvus. Находясь на Байконуре, с потрясающей точностью давал погоду. Причём так он делал на протяжении всего путешествия. В прогнозах указывалось по часам, когда ждать изменения погоды, и это настолько точно сбывалось, что нам приходилось только удивляться. Спасибо тебе Владимир! Без твоей помощи нам было бы очень тяжело. Кроме того, для помощи летающим Владимир создал погодный интернет-сервис meteocenter.asia. В принципе он пригодится любому человеку, если тот обладает знаниями в метерологии. Знаю о планах Владимира научиться летать и всячески их приветствую - летающего авиационного метеоролога у нас еще нет.




Летим под нижним краев облачности, которая местами всего метров на 50 метров выше ёлок. Ну ничего, прорвёмся - здесь, торчащих в небо вышек, как в подмосковье нету.

А какая же красивая тайга под нами!



Начинается дождь. Жаль, что у нас нет возможности срезать маршрут - по прямой через горы идти в Железногорск опасно, да и дальности у нас не хватает, поэтому делаем приличный крюк, следуя вдоль реки Лена, залетая в Ленск, где у нас есть запас бензина. А вот уже и Ленск.




Посадка и заправка в Ленске

Грунтовая ВПП аэродрома Ленск, оказалась далеко не лучшего качества и состояние её напоминает просёлочную дорогу весной: грунт вперемешку с щебнем. И это на одном из основных в Якутии аэродромов. При этом перрон и стоянки здесь заасфальтированы! Но почему не сделали твёрдую ВПП? Ведь это основа основ. Я лично предпочту не иметь никаких удобств на аэродроме, но взлетать и садиться с хорошей ВПП!




В Ленске у нас топливо было оплачено заранее! В этом нам поспособствовали руководители Мирнинского авиапредприятия. К нашей просьбе помочь с топливом, чутко отнёсся директор Варнавский Олег Николаевич и его заместитель Путинцев Владимир Валерьевич. Спасибо им!
Вы, наверное, помните аварийную посадку Ту-154 в Ижме? Борт принадлежал как раз Мирнинским авиалиниям, которые не бросили самолёт там и он в итоге улетел своим ходом.

14 июля попало на субботу! На аэродроме минимум персонала. Наши документы найти сразу не смогли. Однако поверили на слово, взяли расписку и доверенность, и заправили нас под самую пробку.

Полёт в СМУ и поломка системы перекачки

Дождь то прекращается, то начинает лить с новой силой. А мы вылетаем с Ленска. Наш взлёт, по раскисающей стремительно ВПП, которую, к слову сказать, закрыли сразу после нашего вылета, был очень похож на взлёт Ан-26 в Бодайбо (съемка с перрона | из пассажирской кабины). Ленскую грязь на нижней поверхности крыльев мы привезли прям в Питер.

При подходе к Витиму погода испортилась еще больше: облачность опустилась до поверхности земли. Мы перешли на ППП или приборный полёт. Пилотируем по очереди - по 10-15 минут. Вспоминаю добрым словом и Лодочника (Сашу Михайлова), который тренировал меня слепым полётам на тренажёре в Челавиа.

Внезапно начинает дёргаться стрелка вариометра (прибор который показывает, снижается или набирает самолёт). Что за чёрт?! Олег, говорю я, - включай скорее обогрев ПВД! Проходит пару минут стрелка успокаивается. Вроде и льда не было, и температура плюсовая, но похоже мы хватанули обледенение…

Витим прошли, так и не увидев его с воздуха. Надежда на прогноз нашего метеоролога - Владимира. Он обещал, что ближе к Киренску погода наладится.

И тут нам судьба даёт ещё одну вводную - ломается перекачка топлива из канистр в основные баки (это достаточно простая система, позволяющая из стоящих в багажном отсеке канистр перекачать топливо в крыльевые баки, откуда, собственно, и забирается бензин для питания мотора). Ножной автомобильный насос развалился (от паров бензина разбухло резиновое кольцо на поршне). А без этой системы не факт, что мы дотянем. Расстояние, которое нужно преодолеть 780 км. Либо «на соплях» (малом остатке топлива) придём в Железногорск-Илимский, либо не дотянем…

А между тем, погода улучшается, появляются просветы в облаках. Вместе с Олегом решаем, что надо уходить на запасной - садиться в Киренске и переливать топливо. Но Киренск у нас не указан запасным в плане.

Вообще это здорово, что Олег хорошо пилотирует самолёт: одному бы мне было очень и очень тяжело справляться с такими вводными, да ещё и радиосвязь вести. Звоню со спутникового телефона самому знающему в области российских авиационных законов - Тюрину Владимиру Владимировичу. Владимир меня консультирует, как и что нужно говорить. Есть такое волшебное слово «АФИЛ» - изменение плана полёта с воздуха. Но его по закону можно подать только за 30 минут до действия. А устойчивой УКВ связи пока ещё нет… Значит, вариант с изменением плана с борта воздушного судна не годится.

Что делать? Прибегаю к хитрости. Надо как-то отвлечь и заговорить диспетчера, так чтобы он не заглянул в наш полётный план. Как только в зоне Киренска появилась связь - докладываю «Уход на запасной - посадка в Киренске». Диспетчер начинает уточнять причину. Говорю: «в туалет хочу».

Похоже от такого ответа диспетчер впадает в ступор… он переспрашивает раза три - что я хочу. Отлично, именно на это я и рассчитывал! Уже заходим на посадку и тут я уточняю причину «По требованию пассажира». Эту причину диспетчер понимает.

Посадка в Киренске

Киренск оказывается очень красивым и приветливым аэродромом. На аэродроме ни одного самолёта… Нам, как большим, подают автобус «ПАЗ».







Едем в здание аэропорта, в отдел перевозок - своим желанием заплатить наличными, вызываем неподдельное изумление женщин. Они не могут понять - как так, что за частный борт. Просят ИНН, банковские реквизиты. 30 минут уходит на то, чтобы убедить, что не помним мы свои личные ИНН и готовы расплатиться наличными. Олег придумывает хорошую аллегорию, как объяснить бухгалтеру на пальцах, что не надо с нас просить ИНН. «Вы в булочную за хлебом когда приходите - с Вас требуют ИНН?» Вроде получается убедить. Расплачиваемся за взлёт-посадку. Бежим на АДП. Это большое здание рядом. Подаём план дальше. Возвращаемся, быстро переливаем бензин в баки из канистр, снова бежим на АДП - узнать, прошёл или нет план. План прошёл, летим дальше!!!

Честно сказать, вся эта беготня с планами отнимает уйму времени и сил. И за весь свой опыт полётов я так и не смог понять, кому это вообще нужно? Диспетчер прекрасно берёт под управление и без всяких планов, а уж при той малой интенсивности полётов, как у нас в России, это становится просто смешно…. Сейчас поданный мною в Зональный центр план рассылают по телеграфной сети АФТН по диспетчерским зонам и аэродромам и у диспетчера мой маршрут полёта выглядит как телеграмма примерно такого вида:
[Spoiler (click to open)]
(ФПЛ-1032Г-ЖГ
-Ц150/Л-С/Н
-ЗЗЗЗ0800
-К0150М0030 ДЦТ УМ КЛ3 БП КЛ8 АО ДЦТ
-ЗЗЗЗ0125 УУДД УУЕЕ
-ЕЕТ/УУЕЕ0001 УУВВ0011 УУЕЕ0011 УУВВ0018 УУЕЕ0026 УУВВ0037 УУДД0047 СТС/03 ДЕП/ШЕВЛИНО5606С03648В ДЕСТ/СТУПИНО5453С03809В ОПР/ИВАНОВ АНДРЕЙ ДМИТРИЕВИЧ РЕГ/1032Г ФИО/ИВАНОВ МИН/200 2 РМК/ ТЕЛ КВС 79262102604 БЕЗ ВХОДА В ЗАПРЕТНЫЕ ЗОНЫ, ЗОНЫ ПОЛИГОНОВ ДОФ/121027)

Считаю, что систему планирования давно нужно отменять, либо делать её над 95% нашей страны просто уведомительной. Т.е. подал план и полетел, не дожидаясь "ИВП разрешено". Система планирования должна работать в помощь людям - пилотам и диспетчерам, а не усложнять их жизнь.

Финальный участок пути

Ну да ладно, продолжаю повествование. Остаётся меньше 300 км. Погода продолжается улучшаеться и полёт начинает приносить удовольствие, потому что лететь по приборам это тяжелый труд. Начинает сказываеться усталость: пока Олег рулит, мне удаётся немного поспать.

Пролетаем над Усть-Кутом. Сквозь дымку видим этот великолепный аэродром. На перроне UTair-вский вертолёт Ми-26, вокруг которого суетятся люди. Видно, что аэродром живой. Несколько свежепокрашенных Ми-8, Ан-26. Чувствуется, что скоро будет цивилизация.




К слову, Ютейр сейчас организовала интересный перелёт на Ан-2, которому предстоит из России перелететь на юг Африки.

[Spoiler (click to open)]
Перелёт на Ан-2 в Африку

За перелётом можно следить на странице в Фейсбуке и на сайте an2oceans.ru.



Вот подборка отчетов о старте перелёта: 1, 2, 3, 4.


Прилёт в Железногорск-Илимский

Садимся на хорошую полосу, сруливаем.




Нас встречает Андрей Заболотский - друг одного из членов нашей команды по восстановлению Ил-14 Олега Халявина.



Государство ушло с аэродрома - великолепная полоса, здание аэровокзала сейчас сохраняются только благодаря энтузиастам, взявшим шефство над этим аэродромом.










А Костя с Алексеем уже прилетели и дожидаются нас. Вот где чувствуется преимущество их самолёта! Вылетели позже, летели без посадок и прилетели раньше. Но видно, что ребята тоже устали. Они шли много выше чем мы, боролись с обледенением. Практически весь полёт был по приборам, причём им пришлось обходить шапки облаков с сильным вертикальным развитием.

Сником сделан Костей с Алексеем



Оставляем самолёты на перроне и идём на соседнюю поляну, где ребята жарят шашлыки.




Как же это здорово, питаясь «космической» пищей в полёте, которой нас снабдил «Сухпаёк.рф», отведать горячего мяса! Кстати, часть запасов из комплектов «Сухпаёк.рф» мы с успехом слопали именно на этом перегоне. Особой популярностью у нас пользовались батончики «Зарядка» и сгущёное молоко с галетами. Эти батончики - просто уникальное изобретение.

Вот что остается от батончиков.



Смесь кураги и ореха - и вкусно и полезно, а самое главное очень сытно. Очень жаль, что «Зарядки» невозможно купить в обычных магазинах. Зато можно заказать в «Сухпаёк.рф»!

После ужина, выдвигаемся на машинах на осмотр местных достопримечательностей. А именно открытого месторождения железной руды - Коршуновского ГОКа.









[Маленькая справка о городе Железногорск-Илимский:]
Город расположен на склонах возвышенностей наподобие амфитеатра в северной оконечности Лено-Ангарского плато, на высоте 430 м над уровнем моря, в 16 км от правого притока Ангары - реки Илим (отсюда название - Илимский). Застроен Железногорск-Илимский преимущественно пяти- и девятиэтажными благоустроенными каменными домами.
Город является центром железорудной промышленности на востоке страны. На его южной окраине расположено Коршуновское железорудное месторождение, карьер которого почти примыкает к жилым кварталам. Рядом находится Коршуновский горно-обогатительный комбинат - основное градообразующее предприятие Железногорска-Илимского. Он добывает руду и производит железорудный концентрат.
Железную руду в Приангарье обнаружили в XVII в. Ее изысканием в то время занимался русский рудознатец Шестак Коршунов. Его именем назван поселок Шестаково на берегу Илима (в 27 км от Железногорска-Илимского), где в 1647г. была основана первая в Сибири «государева домница». Производимые ею железные изделия поступали в Илимск, Усть-Кут и Верхоленск. Всего до революции в бассейне средней Ангары были открыты магнетиты Ермаковского, Кежемского, Долоновского, Краснояровского, Коршуновского месторождений, которые стали рудной базой для основанных вблизи Ангары Николаевского (построен в 1847г.) и Лучихинского (1895) железоделательных заводов, успешно работавших в Иркутской губернии до 1924 г.
Руда в Железногорск-Илимском очень богатая - её насыщение железом составляет около 25% и легко обогащается. Местные жители говорят, что можно найти рудные тела, почти на 100% состоящие из железа.


Так как туристический бизнес в Железногорск-Илимском развит плохо, друзья сняли на ночь 3-х комнатную квартиру, в которой мы уютно переночевали. Именно с этого места я почувствовал дыхание цивилизации - появился стабильный 3G!



Перейти к ← предыдущей части отчёта.

Оглавление

Анонс перелёта (май 2012 года)
Подготовка и спонсоры
Анонс презентации перелёта "АЛСИБ для АОН"
Отчёт с презентации перелёта и вылета на Камчатку
День первый
День второй (подготовка)
Дни третий и четвертый (5-6 июля)
Петропавловск - Усть-Хайрюзово (8 июля)
Усть-Хайрюзово-Магадан (9 июля)
Магадан - Охотск - Усть-Мая - Якутск (10 июля)
Якутск (11 июля)
Якутск - ремонт двигателя (12 июля)
Якутск-Олекминск (13 июля)
• Отчёты за этот период перелёта в стадии написания
Анонс прилёта в Шереметьево
Прилёт в Шереметьево (ruspotting.net)
Мы прошли пятёркой над Шереметьево!
О Шереметьево и малых формах.
Перелёт Камчатка - Москва - Санкт-Петербург

Киренск, перелёт, Мирненское авиапредприятие, задержка по погоде, 2012, Камчатка 2012, Железногорск-Илимский, глиняная ВПП, Ленск, cessna 150, Усть-Кут

Previous post Next post
Up