Утром, 12 июля, мы выдвинулись на аэродром Покровск с надеждой быстро разобраться с тряской двигателя, возникшей в предыдущий день, и двинуться дальше. План полёта был подан до Ленска. Полутора часов оставшихся до вылета для беглого осмотра и устранения лёгких неисправностей было достаточно. Провернув винт руками (практический способ для проверки компрессии) я с ужасом обнаружил полное отсутствие таковой в трёх цилиндрах из четырех. На спине выступил холодный пот... Боже, как мы летели на таком моторе? По приборам, в дыму, с тряской двигателя и над тайгой. Ладно, будем смотреть что стряслось!
Раскапотив двигатель первым делом скинул клапанные крышки со всех цилиндров. Как и предполагалось - выпускные клапана зависли... План полёта был отбит - ясно, что сегодня мы никуда не улетим.
Имея опыт ремонта своей Цессны, я заранее в США заказал новый цилиндр. Я предполагал возникновение подобной неисправности в полёте, но я никак не мог предположить, что это случится на трёх цилиндрах сразу, одновременно и при этом самолёт долетит.
Помню, возвращаясь из Питера в Москву у меня завис клапан на 1 цилиндре. Началась тряска двигателя. Самолёт шёл в горизонте и о наборе высоты можно было не думать. В том полёте я понял, что уйти на 2 круг я не смогу и сесть мне придётся с первой попытки. А тут отказ трех цилиндров и самолётик выдержал, дотянул до аэродрома.
Обсудив с Олегом возможные варианты наших действий было принято решение ремонтировать мотор своими силами на месте. С собой я взял набор дюймовых ключей, контровку, пассатижи, отвёртку и свечной ключ. Да, не густо, но хоть что-то есть для полевого ремонта. Как снять цилиндры без специальных ключей? Помню, что я когда-то спорил с Серёгой Долженко из Хабаровска, что это не реально. Теперь у меня не было выбора, нужно было снимать цилиндр теми ключами, что есть. Как хочешь, так и снимать...
Старые аэродромные техники, всю жизнь проработавшие на Ан-2 махнули рукой и сказали, нормально, сделаем! Эти слова были в тот момент самыми нужными словами поддержки, придававшими уверенность в том, что мы справимся! Кто-то из них принёс недостающие ключи, кто ацетон.
За пару часов мотор был разобран, клапана рассухарены жигулёвской приспособой, всё разложено по баночкам и подписано. Клапана были отмочены в ацетоне и аккуратно вынуты из цилиндров. Штангенциркулем был замерен размер направляющей втулки - 11,5 мм .
Причина зависания клапанов была банальна - кокс, скопившийся на направляющих втулках и заклинивший клапана. Причин образования кокса несколько. Это старое масло, старые цилиндры, плохой бензин, дым... Да, чёрт его знает, что ещё. Можно точно сказать, что использование авиационного 100LL или автомобильного АИ-92 бензина на образование кокса не влияет. И на том и на другом бензине кокс образуется.
Дальше начались поиски развёртки. Скрести ёршиком из троса втулку не хотелось. Решили аккуратно развернуть их. Развёртку искали весь день. Вроде бы крупный город Якутск, но сложилось ощущение, что люди здесь не слышали о таком инструменте. Все наперебой предлагали болгарку, но не развертку. И снова мысли возвращались к тому, что как же нам повезло, что мы сломались тут, у друзей, в крупном городе, а не где-то в тайге... Пока искали развёртку - мне удалось прогулятся по соседнему с аэродромом посёлку, посмотреть, как люди живут.
Аш-62 с Ан-2
СКП в Покровске
Вечером нам позвонил Константин Миронов. Они вместе с Лёшей Школиным вылетели за нами с Петропавловска и за один день дошли до Магадана. Молодцы! Они шли высоко, над облаками. Лететь им пришлось в гидрокостюмах. Но они сделали это, долетели до Магадана и готовились завтра догнать нас.
Руслан Третьяков весь день ездил по городу, по рынкам, магазинам. Алексей Спиридонов
lekseys из Москвы - не отрывась искал в интернете, при этом подключив людей из соцсетей в помощь.
Развёртка найдена была практически одновременно в магазине "Тамара". При этом продавалась она так, как будто это была контрабанда. Нужно было зайти в магазин, завернуть в какой-то уголок и спросить развёртку, которую фактически доставали из под полы. В итоге Руслан купил её и привёз на аэродром.
Дальше ремонт был делом техники. Работали в восемь рук, фактически организовав конвеер. К полночи мотор был собран и отгазован. Всё работало! Грязные и уставшие мы ехали к Руслану домой. По пути с аэродрома нам встречались на дороге якутские лошадки, которые казались абсолютно бездомными. Они в ночи переходили неспешно автодорогу и брели куда-то своим путём.
На душе у меня было спокойно: я знал, завтра мы обязательно полетим дальше!
Перейти к
← предыдущей |
следующей → части отчёта.
Оглавление
•
Анонс перелёта (май 2012 года)•
Подготовка и спонсоры•
Анонс презентации перелёта "АЛСИБ для АОН" •
Отчёт с презентации перелёта и вылета на Камчатку•
День первый•
День второй (подготовка) •
Дни третий и четвертый (5-6 июля)•
Петропавловск - Усть-Хайрюзово (8 июля)•
Усть-Хайрюзово-Магадан (9 июля)•
Магадан - Охотск - Усть-Мая - Якутск (10 июля)•
Якутск (11 июля)•
Якутск - ремонт двигателя (12 июля)•
Якутск-Олекминск (13 июля)• Отчёты за этот период перелёта в стадии написания
•
Анонс прилёта в Шереметьево•
Прилёт в Шереметьево (ruspotting.net)•
Мы прошли пятёркой над Шереметьево!•
О Шереметьево и малых формах.•
Перелёт Камчатка - Москва - Санкт-Петербург