Boeing B-29 Superfortress - четырехмоторный тяжелый бомбардировщик с поршневыми двигателями, разработанный компанией Boeing, на котором в основном летали Соединенные Штаты во время Второй мировой войны и войны в Корее. Это был один из крупнейших самолетов, эксплуатируемых во время Второй мировой войны, и в нем использовались самые современные технологии. Именно с B-29 на Японию были сброшены атомные бомбы. Ту-4 является почти полной копией B-29.
B-29 FIFI был приобретен CAF (некоммерческая организация ставящая перед собой цель восстановить и сохранить легендарные самолёты) в начале 1970-х годов, когда группа членов CAF нашла его на полигоне ВМС США в Чайна-Лейк, Калифорния, где он использовалась в качестве мишени. Самолет был спасён, восстановлен и летал более тридцати лет до 2006 года, когда руководитель проекта принял решение остановить эксплуатацию его в связи с необходимостью выполнить капитальный ремонт двигателей. Этот ремонт занял 4 года. FIFI вернулся в небо в 2010 году и с тех пор много летает по США.
Мне хочется немного рассказать о Commemorative Air Force: дело было в Техасе, в 1957 г, когда Ллойд Нолан и небольшая группа бывших пилотов в складчину выкупили P-51 Mustang. Чтобы содержать этот самолёт было решено создать организацию. К 1960 г эти люди стали искать и собирать другие самолёты Великой Отечественной Войны, т.к. было очевидно, что государству они не нужны и скоро их совсем не останется в лётном состоянии. 6 сентября 1961 года CAF была зарегистрирована как некоммерческая техасская корпорация с целью восстановления и сохранения боевых самолетов времен Второй мировой войны. К концу года в парке CAF было девять самолетов. В 1965 году было построено первое здание музея площадью 26 000 квадратных футов в Техасе. CAF создали новый аэродром Rebel Field в Харлинген, штат Техас, и переехали туда в 1968 году, занимая три больших здания. Флот CAF продолжал расти и включил в себя такие бомбардировщики, такие как B-29, B-25, B-17 и B-24. Первоначально организация была известна как Confederate Air Force, но в 2002 г она была переименована в Commemorative Air Force, чтобы лучше отразить миссию организации. Штаб-квартира CAF находится в Далласе. Члены CAF проживают в каждом штате и 28 зарубежных странах. В 26 штатах и четырех зарубежных странах сформировали подразделения.
CAF был основан для приобретения, восстановления и сохранения в летном состоянии полной коллекции боевых самолетов, которые использовались всеми военными службами Соединенных Штатов, и выбранными самолетами других стран, для обучения и развлечения нынешнего и будущих поколений американцев.
ЦЕЛИ CAF
- Приобрести, восстановить и сохранить в летном состоянии полную коллекцию боевых самолетов, которые использовались всеми военными службами Соединенных Штатов и самолетами других стран для обучения и развлечения нынешнего и будущих поколений американцев.
- Обеспечить музейные здания для постоянной защиты и демонстрации этих самолетов как дань уважения тысячам мужчин и женщин, которые построили, обслужили и летали на них.
- Чтобы увековечить в памяти и сердцах всех американцев дух, в котором эти великие самолеты летали в защиту нации.
- Создать организацию, обладающую самоотверженностью, энтузиазмом и корпоративным духом, необходимыми для эксплуатации, обслуживания и сохранения этих самолетов как символов американского военного авиационного наследия.
Но вернемся к моему знакомству с CAF и B-29 FIFI. Утром 23 апреля 2021 г Брэд разбудил меня в 8 часов. “Поехали, ты будешь доволен”. И мы поехали на аэродром Международный аэропорт Форт-Уэрт Мичем в Техасе. Здесь находятся ангары, в которых стоят и проходят обслуживание и ремонт B-29, B-24 и многие другие самолёты CAF. Святая святых!
Нас встретил пожилой пилот, который, узнав что я авиатор из России, с радостью согласился провести нам экскурсию по музею. А дальше передал нас бортинженеру B-29, который согласился также выделить нам немного времени и предложил посетить B-29 и понаблюдать за проходящими работами по восстановлению других самолётов. Мне разрешили всё фотографировать.
Click to view
Оказывается, на каждом самолёте есть своя команда людей, которая занимается плановым обслуживанием и ремонтом. В ангаре, где стоит B-29 таких команды четыре.
B-29 FIFI оборудован современным радио и навигационным оборудованием. Он много летает по стране по авиационным шоу, много катает людей - любителей авиации, и текущие условия эксплуатации заставляют иметь современное навигационное оборудование. Меня интересовала система мониторинга двигателей, так как . современные системы могут многое сказать о состоянии моторов. Но, приборы контроля двигателей на FIFI стоят в неизменном виде. Бортинженер сказал, что двигатели показали высокую надёжность и нет большого смысла делать эти доработки.
Также меня интересовал вопрос - как CAF юридически защищает свои самолёты.? Оказалось, что B-29 принадлежит фонду и не может быть продан, это запрещено Уставом. Также FAA тут же аннулирует сертификат лётной годности, если вдруг B-29 окажется у другого владельца. Очень грамотный подход! Это обязательно нужно перенимать у наших американских друзей.
Осмотрев B-29 я стал разглядывать соседние самолёты. А они не менее интересны. За B-29 стоит B-24A Liberator, он построен в 1941г. Он также летает и катает людей, но в момент нашего посещения он стоял на подъёмниках - на нем шли плановые работы по ремонту стоек шасси.
В мире всего сохранилось около 10 B-29 и всего 2 самолёта в лётном состоянии. Это B-29 FIFI и B-29 DOC.
Тут же, по соседству, вижу Stearman буквально в музейном состоянии. Очень красивый биплан.
Брэда все сотрудники CAF знают и с радостью показывают нам самолёты. Осмотрев один ангар, Брэд махнул мне рукой, и мы заглянули в соседний. И я снова ахнул от удивления. Вот где сокровищница! Нас встретила пожилая женщина со шваброй в руках. Брэд вежливо попросил у неё разрешение показать мне самолёты. Она широко улыбнулась и начала рассказывать. Боже, подумал я, она же раньше летала! Как выяснилось, они с мужем владели очень дорогим самолётом, который продали и на вырученные деньги хотят восстановить один из этих самолётов-легенд. Но вы уже наверное хотите узнать, что стоит в этом ангаре? Тут собраны такие самолёты как Beech-18 принадлежащий знаменитой Жаклин Кокран. Это первая женщина-пилот, которая в 1953 г преодолела звуковой барьер, а в 1964г - двойную скорость звука, она первой из женщин села на авианосец и сделала еще множество достижений в авиации.
Далее здесь стоит Stinson, Vertol, Aeronca 65TC, амфибия Piaggio, Sabre F-86F, чуть дальше в углу стоит мотопланер, на котором был совершен подъем на 50 000 футов. Тут же расположена уникальная коллекция двигателей.
Впечатлений я получил такое количество, что их сложно было переварить. Я понимал, что у каждого этого самолёта огромная история, и счастливы те люди, кто имеет возможность прикоснуться и восстанавливать их.
По пути домой мы заглянули в лётную школу. Я спросил Брэда, что он мог бы порекомендовать мне из обучающих материалов, и тут же получил встречный вопрос: “чтобы экзамен сдать или знания получить?” “Конечно знания!” Брэд заулыбался и сказал - тогда только бумажную книгу. Интерактивные курсы могут натаскать тебя на сдачу экзамена, а книга даст глубину знаний.
В завершении нашего дня мы с Брэдом занялись кулинарным искусством. Я нажарил картошки с лучком и сделал овощной салат, а Брэд приготовил вкуснейшее мясо.
На следующий день у нас был запланирован полёт на B-29 FIFI! Я попросил Брэда поехать пораньше на аэродром, чтобы посмотреть на процесс подготовки. Погода звенела, и мы прыгнули в машину и помчались в McKinney National Airport.
Здесь сегодня будет авиашоу и полёты на уникальных самолётах. Команда организаторов уже на месте. Ставятся шатры с сувенирной продукцией и информационные стенды.
Самолётов ещё нет, они прилетят чуть позже. Аэродром работает в штатном режиме - . летают студенты из лётной школы, прибывают частные самолёты и бизнес-джеты, идёт обычная жизнь. В 9:15 мы услышали звук двигателей B-29, и через несколько секунд в небе показался этот красавец. Пока самолёт перегоняют с одного аэродрома на другой, идёт обучение экипажей, вводятся новые пилоты и инженера, пассажиров в этот момент на борту нет.
Как вообще выглядят экскурсионные полёты (покатушки) на подобных исторических самолётах? Сам полёт длится около 30 минут, в день проходит примерно два подъёма с пассажирами. Самолёт уходит в зону и просто кружит на высоте около 700м. Перед полётом со всеми пассажирами проводится инструктаж по технике безопасности. Часть пассажиров полетят в кабине, часть в заднем отсеке (за бомболюком). Всё же не забывайте, что это не пассажирский самолёт, а самый настоящий бомбардировщик. Мне повезло лететь на месте радиста. Экипаж 4 человека: КВС, 2-й пилот, бортинженер и один сопровождающий в заднем отсеке.Пассажиров в кабине - 5 человек. Один на месте стрелка в носу, остальные 4 человека на месте радистов и штурмана. В хвостовой части самолёта ещё 6 пассажиров. В полёте, после набора высоты нам разрешили поменяться местами, чтобы понаблюдать за работой экипажа.
После посадки пассажиры из заднего отсека смогли осмотреть кабину, а мы слазить в задний отсек. Далее - фото с экипажем на память, и мы выходим за ограждение.
Конечно же в полёте никто не даёт возможность попробовать самолёт в небе, поэтому я постараюсь описать свои наблюдения. На B-29 гидравлические тормоза, по эффективности очень напоминают тормоза Ил-14. А вот хода амортстоек шасси у Ил-14 больше и это отличие заметно. По пилотированию и ходу штурвала и педалей я попытался оценить устойчивость и управляемость самолёта B-29, и снова он очень напомнил мне Ил-14.
Полетать на B-29 это дорогое удовольствие. Как по чувствам, эмоциям от возможности прикоснуться к живой легенде, так и по финансам. Билет на этот самолёт стоит около $1500. Мне этот полёт подарил Брэд. Просто вход на аэродром на это шоу стоит $20. Никаких рамок, досмотров, выворачивания карманов. Всё, как в старые добрые времена.