Француженка по имени Соката.

Sep 23, 2021 12:58


Не успел я вернуться со слёта “Небо для всех” из Волгодонска, как из штаба “Перегонщиков” поступила заявка.  Нужно перегнать француженку “Socata Rallye” из Кисловодска в Тверь.





Интересно.  Навёл справки по самолёту.  Самолёт долго стоял, поэтому нужно быть особенно внимательным.   Встретились с владельцем самолёта, поговорили.  Картина стала более-менее понятна.  Самолёт попал в Россию через Белоруссию, летал тут мало, в итоге был выставлен на продажу.  На самолёт имеются  все формуляры, известна его история, осмотр при покупке не выявил каких-либо критических замечаний, и продавец даже смог продемонстрировать самолёт в воздухе.

Хорошо, сказал я,  давайте попробуем перегнать эту француженку с Северного Кавказа.  Но если она будет неисправна, мы вернёмся рейсовым в Москву.

Глянул погоду и стало ясно, что рассусоливать времени нет.  С Украины шёл циклон.  Границу он планировал пересечь в районе Воронежа в пятницу ближе к вечеру, соответственно, нам надо было успеть в среду-четверг, ну, край, утро пятницы пройти траверс Воронежа.



Примерно прикинул бюджет перегона, получилось 65 тыс, из которых 50 тыс. на бензин, а 15 тыс. на билеты, гостиницу и еду и такси.  Не успев озвучить новому владельцу эту сумму, уже получил её на карту.   Быстро однако.

Взял отпуск на работе и тут же купил билеты на рейсовый Москва-Минеральные Воды на один из самых ранних утренних рейсов в среду.

К сожалению новый владелец сам не смог вырваться на перегон, и у меня появилась возможность пригласить друга - Валерия, который, как потом получилось, оказал очень большую помощь в перегоне.



Подъём в 3:30 утра, прыгаю в каршеринговую машину и мчусь в аэропорот.  По пути подхватывая своего друга Валеру прям на МКАДе.

Жутко хочется спать, но САБовцы Шереметьево быстро взбодрили.  Дважды просветив мою ручную кладь тут же сказали, что будет досмотр.   “Ну что Вы там нашли?” - подумал я и покорно открыл сумку.  Девушка в белых перчатках и маске с интересом начала вытаскивать сначала кофры с гарнитурами, потом сумку с GPS, наткнулась на трекер inReach, который приняла за радиостанцию и, наконец , она добралась до бинокля.   Самый обычный 8-кратный бинокль фирмы Canon.  Да, я им иногда пользуюсь в полёте, чтобы рассмотреть аэродром или другой борт в небе.  “Что это?”  - воскликнула девушка.  “Бинокль”, - устало ответил я.   “Снимите чехол”, - я снял с окуляров чехлы.  Похоже эта девушка впервые в своей жизни увидела бинокль.  Она его крутила и заглядывала с двух сторон, не понимая для чего он.   Мы с Валерой, наблюдая этот “цирк” чуть не попадали от смеха под стол.  Я еле сдерживался, чтобы не процитировать Крылова:

“Вертит Очками так и сяк:

То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет;

Очки не действуют никак.

«Тьфу пропасть!” - говорит она,...”

На помощь ей пришёл второй САБовец. И вдвоём они успешно досмотрели мою сумку.   А я проснулся, и в весёлом настроении мы переместились в кафешку.

Через несколько часов мы вышли из аэропорта Минеральных Вод.  Юг, тепло.  Нас тут же облепили таксисты, которые постарались срубить два конца от Яндекс-такси, аргументируя, что у них более комфортабельные машины.  Миновав  этот кордон , мы вышли на привокзальную площадь, где нас за 1500р согласились отвезти в Кисловодск.  И вот колёса уже шуршат в сторону Домбая. Впереди Карачаево-Черкессия.  Дорога вся в ремонте, пройдёт пару лет, и тут будет прекрасная современная трасса.

Звоню Ахмату.  Он нас встречает на аэродроме и ведёт пить чай, угощать сыром собственного приготовления и сливками.

К сожалению аэродром Кисловодск закрыт, ВПП перекопана, хозяйка земли требует убрать все самолёты, а на аэродроме планируется построить теплицы…  Очень жаль, что такой аэродром гибнет.

ВПП практически уже не видна, вокруг нас просто поле с которого нам нужно взлететь.



Ахмат уже выкатил Сокату из ангара. Она покрыта обильным слоем пыли и чем-то напомнила мне старый дедушкин автомобиль, который достали из гаража после 20 лет стоянки.

Осматриваем самолёт, проводку управления, мотор, шасси.  Нам нужно пролететь на этом самолёте 1600 км, и он должен не подвести.



Запустились, отгазовали. Все режимы выдаёт безукоризненно. Открыли капоты, осмотрели мотор. Есть небольшие отпотевания масла, но ничего критичного.

Предлагаю заправить  100л, облетать этот самолёт, и если вопросов не будет, то мы полетим.

К слову сказать - превышение аэродрома Кисловодск 826м над уровнем моря. Это полноценный горный аэродром. А движочек у нашей француженки всего 150 л.с.

Пошёл, прогулялся по полю, осмотрел состояние грунта, прикинул, откуда буду разбегаться и где должен примерно оторваться.  Я летал в Кисловодске, поэтому мне этот аэродром знаком.



Заправляемся, и тут самолёт приседает на левую стойку шасси.  Ну вот…   Амортизатор пустой.  На аэродроме баллона нет, шлангов тоже нет.  Ок.  Попробуем, как будет рулиться. Сажусь в самолёт, запускаюсь.  Ну… вроде как-то рулится. Крабиком выползаю на место предполагаемой ВПП.

Поехали. Тахометр показывает обороты, стрелочка на указателе скорости пришла в движение и постепенно поднимается.  Как и прописано в РЛЭ, на 100 км/ч Соката оторвалась от ВПП, автоматически выпустив предкрылки.  В воздухе устойчива, двигатель работает ровно.  Продолжаем набор.



Делаю круг, проверяю реакцию самолёта на рули и захожу на посадочную прямую.   Ого, как хорошо планирует француженка!  Двигатель на малом газу, а скорость не гаснет.  Делаю горочку - гашу скорость.  Закрылки 15 градусов, закрылки 30 градусов.  Скорость на глиссаде 125 км/ч. Посадка с небольшим перелётом. Ну что, динамика самолёта понятна, реакции адекватные и предсказуемые, мотор работает, как должен - можно лететь.

Грузим вещи, жмём руку Архмату и вылетаем на Юцу.  Юца от Кисловодска буквально в 30 км, превышение Юцы меньше, ВПП находится на склоне горы и там, если что, то есть куда спрыгнуть для разгона скорости.  Также есть возможность выполнить мелкий ремонт.  А самое главное - самолёт долго стоял, и обязательно вылезут какие-нибудь бяки, поэтому посадка на ближайшем аэродроме нам точно не помешает.



С двумя членами экипажа  Соката взлетает более вяло.  Делаем 3 круга над Кисловодском, прежде чем нам удаётся набрать безопасную высоту.  И полетели. Летим над. р.Подкумок, гора Кабан остаётся справа. Вот уже траверс Ессентуков, а впереди родная Юца. Над Юцой висят парапланеристы.  Делаем проход на ВПП, разворот и заход на посадку в горку.  Нас встречает Сергей



Александрович и Анна.  Приезжает владелец Вильги - Евгений и заправляет нам амортизатор левой стойки азотом.  Теперь можно и заправиться под пробки.  А время неумолимо бежит.  Уже 15 ч, через 3ч солнце сядет.  Нам надо спешить.  Осмотр, заправка под пробки.  Бензин полился с дренажей. Анна зовёт пить чай, но у нас уже нет времени. Нужно вылетать!





Соката отрывается на удивление хорошо. Уборка закрылок, разгон скорости.  Нам сейчас высоту набирать нельзя. Идём ниже рельефа. Важно не помешать работе аэропорта Минеральные воды.  Поля, дороги, машущие руками трактористы, всё пролетает под нами.  Перепрыгиваем ЛЭП и летим, летим вперёд.  Нужно успеть до темноты в Волгодонск попасть.   Обошли зону Минеральных Вод, можно начать набор высоты, и тут двигатель делает “чих, чих… “  Опа!   Вот те новости.  Похоже не далеко мы улетели…   Надо искать поле, куда будем садиться.  Включаю электрический бензонасос и делаю пару движений РУДом, ещё пару раз чихнув, двигатель снова заработал ровно.   “Ты точно нас не подведёшь?”, - внутренне спрашиваю у мотора.   Что интересно, по РЛЭ после взлёта бензонасос нужно выключить, что мы и сделали.  Диапазон рабочего давления топлива от 100 до 400 мбар.  На работающем бензонасосе он 300-350, а на выключеном 110-130.   Но, похоже, этого оказалось мало.  На улице жара и, видимо, мы получили паровую пробку.

Весь дальнейший полёт мы уже не выключали электрический бензонасос.





А дальше всё как в красивом кино.  Поели, поспали, посмотрели умопомрачительный закат над озером Маныч и уже в глубоких сумерках пришли в Волгодонск.  Заход с прямой и аккуратная посадка.  На пробеге левая стойка шасси у нас снова спустила.   Видимо совсем она умерла. Уже темно, заправляться и осматривать самолёт мы будем завтра.

Едем с Максимом Анатольевичем к нему на базу.  У нас снова будут на ужин Раки!





Подъём с рассветом.  И через 10 минут мы уже на аэродроме.  Пытаемся заправить левую стойку шасси от бытового компрессора.  Не получилось.  Видимо до Орешково там так и придётся лететь на хромом самолёте. Заправляемся под пробки.  Бензин полился из дренажей и в кабину через топливомер.  Вообще, хочу сказать что топливомер у Сокаты просто ужасный.  Хлорвиниловая трубка и поплавок, и всё это расположено под левой коленкой. Т.е. чтобы посмотреть сколько у тебя осталось топлива, ты должен засунуть свои глаза под коленку и посветить фонариком.  А с учётом того, что трубка уже мутная, поплавок почти не виден, можно считать, что лететь мы будем только по расчёту, сверяя данные по остаткам во время посадок.

Заправились, пора вылетать.  Бензин льётся из самолёта ручьём…   Со спущенной стойкой рулить можно только крабиком и с сопровождающим на крыле.  Кое-как мы выбрались на ВПП, Валера запрыгнул в кабину, и мы полетели.

Сейчас нам лёту около 2,5ч.  Под нами знакомые поля, реки, дороги.  Буквально два дня назад я летел по этому маршруту.  Справа где-то вдалеке Морозовск, слева Миллерово. Это военные аэродромы, и не стоит заходить в их зону.





Впереди показался завод мин. удобрений в Россоши.  А вот и “Вершина”. Ветер у нас встречный сегодня, поэтому снова заход с прямой. Пьём чай, кофе, заправка, и полетели Тургенево к Юрию Викторовичу.  По пути аккуратно обходим Балтимор - военный аэродром в Воронеже.



3 часа в полёте пролетели незаметно. Я поспал, Валера рулил. Впереди среди распаханных полей зеленела грунтовая ВПП.



Посадка с прямой. Юрий Викторович кормит нас обедом. Домашний борщ. Дозаправляемся. Самолёт на режиме 2500 об/мин и скорости 180 км/ч лопает где-то 40 л/ч. Мы не беднимся, т.к. летим низко, регулятор смеси старого образца, и попытка забедниться может выключить двигатель.



Снова взлёт.  Меньше часа нам остаётся до Орешково.   А впереди стоит фронт, который уже накрыл Москву.  Но пока облачность достаточно высокая, и мы можем лететь визуально.   Заход на посадку в Орешково.  Самолёт уже чувствую настолько, что легко пол ВПП пролетаю на высоте 0,5м (очень не хочется рулить на спущенной стойке).





С трудом сруливаю направо с ВПП, а вот на перроне уже тормозов не хватает.  Пришлось выключиться и вручную катить француженку.



Здесь у нас хорошая база.  Быстро заправили стойку азотом, заправили баки под пробки.   Прикинул время - успеваем за 40 минут до заката попасть на Волжанку.  Звоню Илезу.  “Друг, как погода у тебя?”.   “Всё хорошо, прилетай.” Нижний край метров 600, видимость более 10 км”

Да, пока мы летели, ребята прислали данные по очагам осадков западнее Москвы.  Погода сложная, но проходимая.






Вылетаем на Волжанку. По пути слышим, что впереди нас летит Андрей Шепеляев.  Ему понадобилась помощь Илеза, и он рванул с Вереи на Волжанку.  Также слышим, как военный Ми-8 вылетел с Твери в Чкаловский.  Надо бы залезть повыше, чтобы не сойтись с ним в районе Конаково.

Визуально разошлись со всеми бортами, и вот уже под нами родная Волжанка.  Малый газ, левое скольжение, и мы как на лифте помчались вниз. Какой же приятный в управлении самолётик.   По дымам оценили ветер, заход, посадка.  И вот уже самолёт около ангара, где в ближайшие месяцы его будут приводить в порядок.   А нам…   немного стало грустно.   За эти два дня мы сроднились с Сокатой Ралли.






Отправляю доклад о перегоне владельцу самолёта, и мчимся на “Ласточку” до Москвы.  Наше маленькое приключение завершилось.

Перегон, socata rallye, Фетисов Валерий, Соката, перегонщики

Previous post Next post
Up