24.06.2019
Все заявки поданы. Планируем вылет на Японию.
- в 0:30 utc - вылет с Орла на Хомутово
- в 2:30 utc - вылет с Хомутово на Японию
- в 5:00 utc - посадка в Японии
Утром отправил домой открытки, написал, что улетаем в Японию.
Правду говорят: “Хочешь рассмешить Бога - расскажи ему о своих планах”. Вот так и у нас получилось.
Попрощались с Александром Духаниным, он на прощание нам пожелал удачи и процитировал фразу из фильма “В бой идут одни старики”: “А я для нашей девятки штуцера выбил…”
Вылетели мы с Орла минута в минуту и через 15 минут уже катились по огромной ВПП международного аэропорта Хомутово. На заходе на посадку правым крылом сбили мелкую птичку, а на рулёжке наш Ан-2 почему-то поехал не по разметке… ну да ладно. Вроде мелочи.
А проблемы начали появляться ещё накануне - вдруг выяснилось, что у нашего врача закончилась российская виза несколько дней назад. И он только что про неё вспомнил. Ну через знакомых врачей быстренько сделали справку, что у него камни в почках, и что он болел, визу продлить не мог, лежал, делали УЗИ. (в надежде, что проканает на границе и доктора выпустят из России).
В аэропорту нас тут же взяли в оборот - пресс-служба аэропорта во главе с Мариной Сустиновой и споттеры. На таможне нас тоже ждали и сразу объяснили куда надо идти и что делать.
Начались процедуры оформления. Надо заполнить таможенную декларацию и ряд бумаг. Доктора нашего завернули. Кончилась виза, не выпустим тебя из России, сказали пограничники. И не важно, что ты там болел. Продление визы или оплата штрафа не возможно. В суде решат, что с тобой делать… По сути бред. Ну закончилась виза, ну выпишите штраф и выпустите человека. Тем более он гражданин другой страны. Но нет! В России такое не прокатит.
от Ан-2 до здания аэропорта только на автобусе
Пришлось доктора из состава нашего экипажа вычеркнуть.
А я начал зайчиком бегать между таможней, границей и службой перевозок. То адрес им чей-нибудь дай, то все паспорта, то ещё что-то. Прошли границу, маринуемся в накопителе и ждём, когда нас на самолёт отведут под присмотром таможни и границы.
Спрашиваю у пограничников - а как мне на вышку попасть? Пока мы чесались, надо план уже переносить на 45 минут, т.к. все процедуры заняли не 1,5ч, а 2ч. Этот вопрос пограничников поставил в ступор. Ты же уже перешёл границу и типа не в России. Ну да, но теперь мне надо её временно обратно перейти и зайти к диспетчеру. А тут ещё наш КВС Пётр запросил официальное метео. Зачем? Ведь мы же знаем его. Тадеуш объяснил, что если погода скиснет, то нам надо иметь официальный прогноз погоды, чтобы “жопу прикрыть”. Ну ок…
В итоге меня “нелегалом” переводят обратно через границу и я “мухой” метнулся к метеорологу. Огромное спасибо Михаилу - начальнику КДЦА. Он перенёс наш план полёта по телефону.
Ну вроде всё. В сопровождении караула из пограничников и таможенников идём на борт.
Одеваю гидрокостюм. Таможня осматривает самолёт, заглядывая в лючки капота и чуть не попадая под капли масла. Интересно, что они там хотели найти? Всё, можно запускаться. Загрузились, запустились, запросил руление на предварительный. Начали рулить, самолёт тянет влево… Дует сильный ветер в левый борт, разворачивая самолёт.
И уже на предварительном Пётр сообщает, что дальше лететь нельзя, т.к. нам не хватит правого тормоза и самолёт может развернуть. Это небезопасно… Надо обратно зарулить. Тадеуш мне сообщает, что нужно запросить возврат на стоянку по тех. причине. Вот блин… ну нельзя же такое у нас делать! Сейчас проверки, комиссии нас тут замучают. Что же делать?
Выдаю в эфир: “Возврат на стоянку по требованию пассажира”. Диспетчер уточняет - что за требования? “По санитарным требованиям”. Ок, нам разрешают возврат прорулив по ВПП.
Зарулили, выключились. Тадеуш с Петром решают, что дальше делать, я же выпрыгиваю из самолёта и начинаю развлекать наземные службы, рассказывая, что сейчас мы что-то придумаем и скажем им решение. Проходит 30 минут. Вылет перенесли. Проблема в том, что на правом колесе одна тормозная камера совсем прохудилась и абсолютно не держит воздух. Наши пилоты решили попробовать накачать баллон воздухом на стоянке (пока самолёт стоит на колодках) и попробовать ещё раз. Накачали 30 атм. Пётр ставит самолёт на стояночный тормоз, Павел убирает колодки и вуаля. В баллоне уже 10 атм. … Эх, ну зачем, зачем на стояночный?.... Ведь на МГ самолёт не покатится… На руление 30 атм хватит, а на взлёте включим стопор хвостового колеса.
Но КВС не преклонен. Это не безопасно! У нас полный салон людей. Так лететь нельзя! Если тормоза откажут на рулении, мы въедем куда-нибудь.
Предлагаю в Японии выпустить 2 сопровождающих на правое крыло Ан-2 и зарулить в сопровождении людей. На По-2 именно так и рулили. Там тормозов вообще не было. Да и при полётах на лыжах на Ан-2 особо на тормоза не рассчитываешь. Разворот делаешь за счёт придания импульса от струи винта.
Но решение КВС однозначно. Сейчас не летим - делаем тормоза.
Запрашиваю выключение. Диспетчер снова спрашивает причину. Как же тяжело в аэропортах. И снова мне приходится врать и выкручиваться. Сообщаю, что временное окно закончилось и в Японии нас не принимают. (а на самом деле нас там ждут…)
Нам надо возвращаться в Орёл к Александру Духанину и там ремонтировать тормоза… Ну не в международном же аэропорту Хомутово это делать?
А пока… большой гемморой. Таможня и граница даёт обратных ход, аннулируя проход границы, у Японской стороны просим извинения за форс-мажор. Прошу Александра Фролова подать план из Хомутово на Орёл. А план то не проходит… Разрешение ГЦ израсходовано. Звоним Евгению Кабанову и слёзно просим помочь. Он в экстренном порядке решает вопрос с ГЦ (Главным центром). Для ГЦ причина возврата на Орёл звучит, что Ан-2 в международном аэропорту невозможно пришвартовать. Нужен грунтовой аэродром.
Пока делается разрешение ГЦ, мы идём обедать. Уже ясно, что сегодня мы дай бог сможем вернуться на Орёл.
Прошло 2 ч и мы вчетвером (Пётр, Тадеуш, Павел и я) перелетаем с Хомутово на Орёл.
Весь вечер занимались правым тормозом. Александр достал тормозной барабан, камеру. Павел принялся за ремонт. Какое же это счастье, что он есть в нашем экипаже.