Ура! Мы на Аляске!
Это был не простой полёт. В первую очередь с психологической точки зрения. Полёт через океан, в приборных условиях, переход на английский радиообмен, таможня, граница. Этому полёту предшествовала серьёзная подготовка. Все предыдущие дни, пока мы сидели в Бухте Провидения из-за непогоды, Владимир Владимирович Евстафьев занимался подготовкой экипажей. Это были и экспресс-курсы авиационного английского и разбор схем заходов по приборам и действия в особых случаях.
Анализируя погоду и те условия, что дали нам американские авиационные органы - лететь было возможно только на эшелоне по правилам приборных полётов (ППП или IFR).
Погода также была интересной: нижний край облачности в Бухте Провидения поднялся до 70-100м, верхний 1000м, в Номе нижний - 300-400 футов (100м), верхний - 6000 футов (1800м).
В этом полёте я пересел в Ла-8 RA-0344G, т.к. моя задача была быть на подстраховке и при необходимости помочь в приборном полёте Дмитрию Суслакову. Да, я не знал английского, но мог помочь пилотировать пока Дмитрий Юрьевич будет разбираться с диспетчером.
Click to view
Быстро прошли таможню и границу (тренаж по прохождению мы уже выполнили несколько дней назад), попрощались и решением КВС приняли решение на вылет (аэродром Бухта Провидения был закрыт по погоде).
Первым взлетел Ла-8 RA-0778G, вторым мы и заключительный полетел Borey. Мы специально так спланировали взлёт, чтобы нечаянно не догнать друг-друга при полёте в облаках.
Click to view
До выхода из бухты шли под кромкой облаков на высоте 50-70м, потом перешли в набор и на пилотирование по приборам и где-то на высоте 1000м вышли из облачности. Какая же красота! Над нами голубое небо, солнце, под нами плотное белоснежное одеяло. Нам дали 70 эшелон (2100м). Набираем. Идём над океаном. И тут, фактически на траверзе острова Святого Лаврентия у нас чихает правый мотор. Но это было всего 1 раз. Поэтому мы выдохнули и полетели дальше.
Где-то на середине пути Валерий Иванович доложил, что у него отказала перекачка топлива из доп. бака, но по расчёту на основных баках он должен дойти до Нома.
Попрощались с Анадырем и перешли на Анкоридж - информация. Прекрасная слышимость. Нам ответила диспетчер женщина. Она чувствует, что мы не опытные англоговорящие пилоты и старается говорить медленно и чётко. Как же мы ей благодарны за такое участие!
Также Владимир Владимирович нам подсказывает на 123,45. Он ведёт радиообмен и за себя и успевает прослушать и нам шепнуть подсказку.
Подошли к Ному, первый Ла-8 уже сел, становимся в орбиту до разрешения снижения. В воздухе много воздушных судов (мы их метки видим на экране ipad). Очень удобна оказалась программа Foreflight. Загрузил на ней схему захода и видя себя - просто крутишься точно по этой схеме.
Click to view
Нам дали снижение. Мы установили 700 футов в минуту и поехали вниз. На высоте 800 футов увидели дырки в облачности, а уже на 300-400 футах стала видна земля. Тут же Дмитрий Юрьевич доложил, что ВПП наблюдаем, чтобы нас не угнали на 2 круг. То, что для нас выглядело экстримом - местных авиаторов совершенно не напрягало. Аэродром активно работал. Один за одним шли взлёты и посадки, причём работает с обоими курсами.
Ла-8 в Номе
Click to view
Не успели мы зарулить, тут же к нам подъехал топливозаправщик и нас стали заправлять. Ни таможни, ни границы... Мы были совершенно не интересны.
Борт сел - первым делом его заправить и создать комфортные условия людям! Тут же в терминале для экипажей стоит чай, кофемашина, печеньки.
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Флаг перелёта - в Номе
Флаг АОПА-Россия в Номе
Если честно, то мы опешили, что никому из проверяющих органов мы не нужны. Где-то через час Владимир Владимирович узнал телефон местного инспектора и дозвонился ему. Ответ был удручающим. Похоже, что мы его выдернули из кровати...
Звонить или не звонить?
Евстафьев В.В. и Суслаков Д.Ю. в Номе
30 минут томительного ожидания... И вот появилась полицейская машина.
Приехал один инспектор, который выполняет роль и полицейского и таможенника и пограничника в Номе.
Далее минут 30 он что-то достаточно возмущённо выговаривал, даже кажется грозился депортировать, но когда ему объяснили что мы дескать не специально. Визы есть, заявки поданы были и мы физически не знали, что его не известят, то вроде успокоился, принял от нас сувениры и занялся осмотром самолётов. Осмотр заключался в том, что он просто переписал наши номер, собрал паспорта и заглянул в каждый самолёт.
документики предъявляем
Как выяснилось в дальнейшем, при подаче заявки нужно было в 18 поле указывать, что нам нужна таможня и граница и тогда бы этих проблем не было. А сейчас мы попали на штраф в $26 с борта и Лойк получил штраф в целых $600, т.к. у него не оказалось визы. Он надеялся на ID карту. Со слов инспектора, если летишь на коммерческом рейсе, то можешь без визы, как член экипажа, находится в аэропорту 72ч. Для АОН такого нет и нужно получать визы...
Фото аэропорта в Номе
АТБ "Bering Air"
Завершив подготовку самолётов мы поехали в гостиницу. Попробовали найти ресторанчик в Номе, но обнаружили только бар и пиццерию. На ужин было несколько больших пицц.
Click to view
Ном
У входа в гостиницу
Номера здесь дорогие
Ах, да! Совсем забыл сказать, что именно в этом перелёте мы пересекли линию перемены дат и вернулись в прошлые сутки. Помните, как в романе «Вокруг света за 80 дней» Филеас Фогг сначала думал, что проиграл пари, прибыв в Лондон на день позже срока, а на самом деле у него в запасе был один день, так как он пересёк линию перемены даты на пути из Азии в Америку.
Фотоальбом за эти дни. Оглавление:
Кругосветка-2018 (начало) 1 день Кругосветки - 03.07.2018: Самара-Пермь (Красный Яр - Нижнее Городище) 2 день Кругосветки - 04.07.2018: Нижнее Городище - Сосьва - Урай 3 день Кругосветки - 05.07.2018: Урай -Сургут - Тарко-Сале. 4 день Кругосветки - 06.07.2018: Тарко-Сале. 5 день Кругосветки ч.1 - 07.07.2018: Тарко-Сале - Норильск (Хатанга - Саскылах ). 5 день Кругосветки ч.2 - 07.07.2018: (Тарко-Сале - Норильск) - Хатанга - Саскылах. 6 день Кругосветки - 08.07.2018: Саскылах 7 день Кругосветки - 09.07.2018: Саскылах - Тикси 8 день Кругосветки - 10.07.2018: Тикси - Усть-Куйга - Чокурдах 9 день Кругосветки - 11.07.2018: Чокурдах - Черский. 10 день Кругосветки - 12.07.2018: Черский - Певек. 11 день Кругосветки - 13.07.2018: Мы на ЧУКОТКЕ! Певек - Мыс Шмидта - Бухта Провидения. 12-14 дни Кругосветки - 14-16.07.2018: Бухта Провидения (Чукотка). 15-17 дни Кругосветки - 17-19.07.2018: Бухта Провидения (Чукотка).