Торопец - лучший город Земли

Mar 06, 2011 20:51





В 2007 годуСапега собирался издавать книжку про Торопец. Нашёл рукопись, которую собирался издать, а вокруг неё стали собираться истории про этот удивительный город, который почти никому не известен. Написала к ней небольшой текст-подводку. Книжка пока лежит в Сапегином "портфеле".
В город мы потом съездили и с детьми, много там всего узнали и сделали.
Текст на меня выпал случайно, захотелось туда, забраться на валы и смотреть...
Начать рассказывать об этом городе можно по-разному - в зависимости от целей повествования. Можно экнциклопедически точно, сообщая основные статистические сведения о жизни города, как это делали, например Брокгауз и Эфрон в своей энциклопедии на рубеже 19-го и 20-го веков: «Торопец - уездн. г. Псковской губ., на р. Торопе и оз. Соломине. Жит. (1897) 7556. Православные составляют около 90 %, евреи - 8 %; остальные 2 % - католики, лютеране и старообрядцы. Мещан около 70 %, крестьян 15 %, др. сословий - 15 %. Жилых зданий 1527, из них каменных 96. Церквей 18, все каменные ». Или Советский энциклопедический словарь, изданный в 1981 году - в нем городу посвящены четыре с половиной строки - не страничной даже длины, а столбца: «ТОРОПЕЦ, г., райцентр в Калининской области, у впадения р. Торопы в оз. Соломено. Ж.-д. ст. Пищ., меб., обув., швейное пр-тия. Изв. с 1074 года. Церкви: Никольская (17 в.), Казанская (кон. 17-18 вв.) и др. ».
Если такой стиль не устраивает пишущего, можно попробовать следующие рекламные экзерсисы: «Знаете ли Вы историю Древней Руси? Хотите ли Вы узнать, как жили, что знали, во что верили славяне?» На этом пути в тексте о Торопце неизбежно возникнут «красота и величие храмов», «ожерелье голубых озёр», «пьяняще чистый воздух и прозрачность … рек и озёр».
Если не удовлетворяет ни сухая подробность справочных описаний, ни гламурная пошлость рекламных проспектов, то можно попробовать рассказать о нем по-другому - так, как открылся нам этим летом он сам - удивительный древний город, никогда, впрочем, не входивший в «Золотое кольцо России».
Добраться до Торопца можно на машине - по трассе - или по железной дороге. Можно ехать со стороны Великих Лук на поезде, который направляется в Бологое. Сядете утром в поезд - «Сердце», «Кунья», «Жижица» - начнёте отсчитывать станции, и появившаяся через два часа вывеска на небольшом здании вокзала - «Торопец» - почему-то очень порадует. Может быть, тем, что очень органично войдёт в текст, который уже создали для вас эти заоконные топонимы. Если же вы едете с другой стороны - от Петербурга, то названия станций - это то, что во время дороги главным образом будет вас развлекать. Железная дорога проходит по не самым живописным местам, зато сколько поэзии в этом перечне: Бологое, Осташков, Андреаполь, Пено…
Приехав в Торопец по железной дороге, уехать этим же путем непросто: поезда ходят очень редко, до Москвы добираться надо на перекладных, а прямой поезд до северной, то есть культурной столицы страны ходит дважды в неделю. Здесь же, рядом с вокзалом, интерьер которого заставит биться сердце от приступа ностальгии (ибо все здесь - как много лет - даже эпохи - тому назад), находится закрытое здание автостанции: рейсов тоже в ближайшее время не будет. А поскольку и автобусы «в город» ходят раз в час, то, справившись у местных жителей о длине пути, отправляешься пешком. И путь этот, вопреки твоему ироничному замечанию (хорошо, что про себя) об относительности всего на свете, особенно столичного и провинциального, действительно будет неблизким. Дойдя до рыночной площади в центре, натыкаешься взглядом на большой плакат: «Торопец - лучший город земли!», оглядываешься по сторонам и понимаешь, как .неслучайно всё: и вечные серо-зеленые тона зала ожидания с его неистребимым запахом, который знает каждый, кто хоть однажды был на таком вокзале; и тот факт, что автобус до станции, где можно сесть на поезда, идущие в разных направлениях, отправится только через сутки; и дорога к центру - сначала мимо сосен, потом вдоль относительно-ново-строек. Всё неспешно, несуетливо. И это почему-то оказывается совершенно правильным: так и должно быть, когда от названия движешься к сути, от окраины - к центру, от поверхностного представления - к сущности.
Несуетлив город, имя которого словно спешит вслед за рекой: Торопец, Торопа - велик соблазн обыграть современный корень, читающийся в этих словах. Но когда имеешь дело с такими древними городами, нельзя доверяться только видимости, следует обратиться к авторитетным источникам. Историки 19-го века, основываясь на ростовских преданиях об Александре Поповиче, высказывали предположение, что основателем Торопца был его слуга Тороп: «Победи Констанстантинъ… своею правдою и тем же храбрыми Александромъ съ слугою Торопомъ, то же бе и Тимоня Золотой поясъ…» . Но, кроме случайного совпадения имени, никаких других подтверждений этой версии не существует. В начале 8-го века на месте современного Торопца возник город, который был известен как Криветск, Кривитенск, Кривит, Кривежеск, Кривечь. Но эти названия приводятся только в писцовых книгах первой трети 17-го века да в некоторых работах историков века 19-го. Дело в том, что при составлении межевых книг валы Малого городища были приняты за город кривичей. А вот во всех древних документах начиная с 1074 года (дата упоминания в Лаврентьевской летописи) город именуется именно Торопцем (Торопча, Торопечь, Торопьчь): именно этим годом датируется упоминание о купце Исаакии, родом «торопечанине», постригшемся в монахи в Киево-Печёрском монастыре. Существует и еще одна версия возникновения названия города. «Политическое положение Торопца, его положение при великом водном пути и в середине между всеми главными русскими княжествами имели особенно важное значение для торопчан в экономическом отношении. Торопец находился в центре бойкого торгового движения; древний Кривитск сделался местом общего торга (торг опьчь) и стал называться Торопьчь», - пишет в своей книге, вышедшей в 1902 году, И. Побойнин .
Чтобы хоть немного ощутить эту атмосферу, надо оказаться в той части города, которую местные жители называют Привалье, и подняться на самый верх валов древнего городища. Их в Торопце два - Малое и Большое. Здесь не просто открывается удивительной красоты панорама озера и города на его берегу, но словно оживает история этой земли, которую ощущаешь рядом с собой. Именно на месте Малого городища располагался древний город: земляные укрепления были окружены рвом, который соединялся с озером, таким образом, город располагался как бы на острове, в самом центре которого находились княжеские хоромы и деревянная Георгиевская церковь; улицы, мощенные бревнами, повторяли очертания валов. Не без труда поднявшись на валы, понимаешь, что они со временем расползлись, что и озеро немного отступило от городища. Историки и археологи еще не ответили точно на вопрос, одновременно ли возникли укрепления Малого и Большого городища. Скорее всего, Большое городище возникло тогда, когда городу стало тесно в границах Малого. Стоя на этом месте, понимаешь банальную, в общем-то, вещь: история - это не всегда страницы учебника, она - вокруг. Ощущается в спрессованных в метры и сантиметры культурного слоя не земли - самого времени, в том отношении людей к городу, которое и делает его живым.
А городу без малого тысяча лет. Затерянный сейчас на карте в западной части Тверской области, с конца Х1 века Торопец был пограничным городом Смоленского княжества. В 1167 году он становится центром самостоятельного Торопецкого княжества, территория которого располагалась между Торопой и верхним течением Западной Двины и доходила почти до Селигера. Княжество это досталось в удел сыну смоленского князя Ростислава Мстиславовича - Мстиславу Храброму, следующим правителем стал Мстислав Мстиславович Удалой, который политическим способом прекратил борьбу между Суздалем и Новгородом; в ходе этих междоусобиц страдал Торопец, находившийся между этими княжествам. Мстислав Удалой, занявший новгородский престол в результате долгой борьбы, выдал дочь замуж за Ярослава, одного из сыновей суздальского князя Всеволода 111, и отдал ей в качестве приданого Торопецкое княжество. Связана история Торопца и с именем Александра Невского. Будучи князем Торопецким, он был приглашен на княжение в Новгород после смерти деда. На торопецкой земле (по легенде - в той самой деревянной Георгиевской церкви, которая находилась на территории Малого городища) в 1239 году «ожинился князь Олександр сын Ярославль… поя в Полотьске у Брячьслава дчерь…» .
Возникший в месте древнего водного пути, занимающий чрезвычайно выгодное торговое и очень сложное политическое положение, Торопец с самого начала своего существования оказывался в центре исторических событий. Последующие столетия принесли новые беды: значительно усилилось княжество Литовское, претендовавшее на пограничные земли; с востока приближалась Золотая Орда. Летописи не зафиксировали года падения Торопца. Это не удивительно: слишком много бедствий обрушилось тогда на русские земли. Но Торопец возрождается, на этот раз в новом месте, рядом с Малым и Большим городищем - на острове между двумя рукавами Торопы, вытекающей из Соломено. В самом начале ХУ1-го века Торопец вошёл в состав только что образованного Московского государства, в 1503-м году был образован Торопецкий уезд.
В конце 16-го века (1580 год) Торопец безуспешно осаждали войска Стефана Батория. В Смутное время город оказался на два года под властью поляков, когда вынужден был присягнуть Лжедмитрию. В 1611 году под стены Торопца приходит со своим войском польский воевода Лев Сапега, осадивший, но так и не взявший его. «… и лях сей ведый с собою вой конниц и пешиц, яко двадесять тысящ… во граде же едва мощно обрести тысящу… но и тии от осады истомлены… », - цитирует летописный источник М. И. Семевский, рассказывая об этом событии в истории города.
Несмотря на то что торопчанам пришлось пережить множество трагических событий - эпидемии страшных болезней, частые пожары (в 1634 году город сгорел дотла), наводнения, они всё-таки не покидали этого места. Оглядываясь назад в историю, мы можем предполагать главной причиной этого преимущественное местоположение в центре торговых путей (дважды посетивший Торопец Пётр 1 в первый свой приезд - в 1696 году - был поражен богатством местных купцов и пожаловал их «привилегией» платить пошлину в казну наравне с купцами иностранными). Но, анализируя события прошлого, восстанавливая историческую логику и целесообразность, не стоит, наверное, забывать о том, что человеку всегда нужно что-то поверх этой логики и целесообразности. Ему важно, на что будет ежедневно обращен его взгляд, каково соотношение горизонталей и вертикалей, образующих систему координат его бытовой жизни, важно, в чем будет отражаться то, что символизирует его Бытие. «Веко хватает пространство, как воздух - жабра» , - писал об этом наш нобелевский соотечественник. Вот такое пространство, с его способностью украсить жизнь человека, внести в нее то, что упорядочит её смыслы и сделает Жизнью - а без этого никогда не может человек, и окружает здесь: всё вокруг словно устроено «негромко, мягко, непоспешно, // с глазомером суздальского толка », как сказал Давид Самойлов - о других, правда, местах.
Живет город почти тысячу лет - и никогда не жил легко. Веком 20-м отмечены не менее трагические страницы в его истории, чем в древности: революционные события, оккупация в годы Великой войны, 90-е годы прошлого века - именно таким небольшим городам труднее всего было выстоять в экономических условиях того времени.
Стоя на валах древнего городища, мы всматривались в историю Торопца, но отправная точка, повод для размышлений - вид города сегодняшнего. Зачем же ехать сюда сейчас - не важно, по железной дороге или по трассе? Город, герб которого представляет собой щит с изображенными на его зеленом фоне сторожевой башней и луком, словно охраняет любого попавшего сюда, окружая своим удивительным спокойствием и тишиной. В городе развивается туризм, но без спекулятивного отношения к собственной истории. Она здесь просто отражается во всем. Пройдём по городу, обращая внимание на названия улиц: Лермонтова, Кутузова, К. Маркса, Советская, Первомайская, Привалье, Заводская, Высокая, Широко-Северная, Александра Невского… - на них, явно, не отразилась суета переименований.
В Торопце легко ориентироваться, сверяясь по вертикалям - куполам и колокольням церквей и соборов, которые отмечают иное измерение жизни города. Стоит упомянуть хотя бы некоторые из них. На берегу озера возвышается красавец Корсунско-Богородицкий собор, построенный в конце 18-го века на месте прежнего, пострадавшего от пожара. Собор был возведен в честь Корсунской иконы Божьей Матери, которую привезла, по преданию, в 1239 году в Торопец и оставила здесь жена Александра Невского. Существует еще одно предание: что икона эта была написана евангелистом Лукой при жизни Пресвятой Богородицы. Один из списков с этой иконы можно увидеть в церкви Всех Святых, которая в советское время была единственной действующей церковью в Торопце и соседних с ним районах. Рядом с Корсунским собором находится Богоявленская церковь, построенная в конце 18-го века - в 1771-м году. Недалеко от торговых рядов, напротив Спасо-Преображенской церкви, стоит небольшой одноэтажный дом. В нем прошло детство Х1 Патриарха Московского и Всея Руси Тихона (в миру Василия Ивановича Беллавина), который встал во главе русской православной церкви в 1917 году, был осужден Советской властью за отказ сотрудничать с ней, Мощи преподобного Тихона, погибшего в 1925 году при загадочных обстоятельствах, находятся в Донском монастыре в Москве. В Торопце память об этом человеке хранят и жители, и те, кто приезжают сюда посмотреть на дом, который в городе называют «домом патриарха», посетить храм, настоятелем которого был отец препоподобного.
А вообще Торопец - город невысокий. И небольшой. На его уютных улицах, застроенных домами, некоторые из которых существуют с 18-го века, трудно заблудиться. А если заблудишься, то дорога обязательно выведет тебя к какому-нибудь очень живописному месту: приведет к единственному в стране памятнику Учителю, который стоит перед старейшей школой города, или к дому купца Безносова, или заведет во двор, где встретились сразу несколько исторических эпох, выразивших себя в разных архитектурных стилях…
Даже если приедете в Торопец случайно или ненадолго, вам обязательно захочется здесь задержаться. И поводов для этого искать не надо: вы ведь помните о расписании движения поездов и автобусов? А если вы едете на машине по трассе, то чаще сворачивайте с основной дороги: в окрестностях города сохранились живописные старые усадьбы, многие из которых, к сожалению, представляют собой настоящие «графские развалины». И внимательнее присматривайтесь к названиям населенных пунктов: многие из них могут приготовить вам сюрпризы.
В общем, проезжая мимо города Торопца, что в Тверской губернии, на реке Торопе, - не торопитесь.

Сапега с отцом Георгием.



Рядом с Торопцем - деревня Митьково, а неподалёку от неё - озеро, Митьковское. САпега набирает воду, чтобы побратать сей водоём с Невою.



Сапега с жителем деревни Митьково. Митёк и митьковец. Или митьковчанин?

Торопец, Сапего

Previous post Next post
Up