Учительское раздумчивое

Apr 06, 2018 11:25

Не совсем каминг-аут, но всё же то, о чём предпочитаю молчать.
Вчера выступала перед учителями в школе. Они приходят из каких-то других школ - у нас есть проект с загадочным для меня определением "франшиза". Вот в рамках этой франшизы мы что-то разное делаем для разных других школ. Вчера была моя очередь (не в прямом смысле, конечно). Меня представляла Лиза Бурлакова и сказала про мой стаж. Я про это помню, но забываю. Что 35 лет чистых я работаю в школе.
И вчера же был финал заключительного этапа на Олимпиаде. Мои две девчонки в призёрах. Это - уровень.
Я очень рада, что наши дети опять показали себя. Я рада за школу. И ничто не омрачает моей радости.
Вот как-то скрестились эти поводы, и появились мысли о вообще работе.


Просто захотелось зафиксировать.
У меня до этого класса никогда не было призёров-победителей на олимпиадах. То есть пришли дети, для которых это важно. Плюс совпало извне: сейчас Олимпиады - это совсем не то, что раньше. Они превратились в большой спорт, они дают льготы, которых не было раньше, школам баллы к рейтингу. И мы в этих условиях живём. Да и вообще - чего плохого-то? Только хорошее.
И я отдаю себе отчёт в том. что есть регионы и просто места, где только это даёт учителю право "сметь своё суждение иметь".
Но вот эта спортивная соревновательность (NB! я понимаю, что честное судейство абсолютно) совсем мне не нравится. В смысле - мне лично. То есть пусть расцветают все цветы. Но вот эти лозунги - "Талант и успех" - тоже очень мешают. Я когда-то давно думала: вот почему шахматы - это спорт? Ни бегать, ни прыгать не надо. Даже стрелять. Что такое эти пять дней для детей? Да если ещё до этого сборы тренировочные вне дома? Побеждают не только умнейшие и способнейшие, побеждают сильнейшие, нервная и всяческая система которых способна выдерживать.
Сегодня одна моя призёрка вернётся домой, завтра у неё сборы по МХК, после которых тут же отправится в Смоленск. У другой - то же с историей и обществознанием. Она войдёт в учебный процесс с мая. Молодец девочка, много выдерживает. Много успевает. А мы параллельно - почти всего Толстого. Но это моя учительская заноза. Эгоистичная.
С одной стороны, очень здорово осознавать свою собственную адекватность. Проверяя четыре года подряд олимпиадные работы, я всё время ловила себя на мысли, что соотношу результаты-баллы с той оценкой, которую я бы поставила, если бы эта работа была заданным мною заданием. И это было вторично, не было для меня ориентиром, а найденная мною независимо от этого планка - первична.
С другой - самое удовлетворённое от этого состояние было в первый год, когда команда жюри была не командой в полном смысле этого слова, а состояла из людей с очень разными подходами и к преподаванию, и к оценке работ. Ни одна из проверенных нами с Наташей Ванюшевой работ не была пересмотрена ни в ту, ни в другую сторону.
Готовить к олимпиаде - это я вообще не понимаю. С одной стороны. С другой - хорошо нам, сидя в Москве, это говорить, когда открой ФБ - и только успевай отмечать мероприятия, которые тебе помогут к ней готовиться, платные, но и бесплатных много.
В связи с этим я давно уже непатриотично считаю, что участие московской команды неправильно организуется. Я не знаю, как надо. Потому что нарушать права детей нельзя. Но и так нельзя. Выглядит почти неприлично.
Поэтому я принимаю поздравления и благодарю за них людей, которые очень искренне это делают. Но это как с днём рождения: завтра уже просто жизнь с её ежедневными целями и задачами.
И я теперь раскрыла два эпизода - два ранения из "Войны и мира". И сижу высчитываю, сколько и в каком настроении-состоянии ко мне из 28-ми человек на урок придёт. В прошлый раз перед каникулами была ровно половина класса. И восемь человек так и не сдали сочинения по Достоевскому.
И чем дальше, тем больше я не хочу никакого пространства. Хочу починять примус. Потому что только кажется, что снобизм (не отпускает никак). А на самом деле - башня не из слоновой, а как в кулуарно-курилочной беседе несколько лет назад после школьной встречи со Львом Рубинштейном прозвучало - из моржовой кости.

школьное, живая (ли?) жизнь, учителя литературы, уроки словесности, самоидентификация

Previous post Next post
Up