Сегодня своему "частному" ученику (сильно невзрослому) принесла рассказик Голявкина "Рисунок".
Алёша нарисовал цветными карандашами деревья, цветы, траву, грибы, небо, солнце и даже зайца.
- Чего здесь не хватает? - спросил он папу.
- Всего здесь достаточно, - ответил папа.
- Чего здесь недостаточно? - спросил он брата.
- Всего хватает, - сказал брат.
Тогда Алёша перевернул рисунок и написал на обороте вот такими большими буквами:
И ЕЩЁ ПЕЛИ ПТИЦЫ
- Вот теперь, - сказал он, - там всего хватает!
Какой же это, оказалось, замечательный текст для разговора! Во-первых, он мне сразу сказал, что это не рассказ, потому что очень маленький. Стала спрашивать, какие ему книги и фильмы нравятся. Выяснилось (конечно же!), что с лихо закрученным сюжетом. Стали выяснять, есть ли здесь сюжет. Оказалось, есть. И нашли экспозицию, и завязку, и развитие сюжета, и кульминацию, и развязку. Значит, всё-таки рассказ. Стали про характер героя говорить, а для этого надо было выяснить мотивацию его поступков. В общем, в результате, мальчик мне объяснил, что Алёшу не удовлетворял рисунок до тех пор, пока он "не сделал из пустого леса объёмный", потому что до этого было только изображение, а потом появилось "что-то другое". И рассказ сразу приобрёл объём и стал как тот шар, внутри которого...
Обязательно теперь этот рассказ возьму в началку. И ведь на нём как можно всякие теоретические вещи показывать! Без ущерба для смысла. Я люблю Голявкина.