Опять Пожигайло

Jun 03, 2014 12:59



Читаю с карандашом П.Пожигайло (попросилась к г-ну ПП в "друзья", сразу его предупредив, что я - его ярый (но я - не Яровая) оппонент:
Еще один важный момент. Я сторонник все-таки гармонизации преподавания и истории, и литературы.


В чем проблема, в истории мы имеем дело с субъективной трактовкой, как правило, потому что у нас нет человека, который жил в 16 веке, и мы трактуем события того периода с точки зрения тех или иных историков, которые могут иметь разные позиции. Когда мы говорим о литературе, то на 99 процентов мы всегда имеем позицию автора. То есть мы понимаем, что Достоевский имел в виду, оценивая Пушкина, потому что есть два тома его писем, и для нас совершенно очевидна его позиция или мотив написания «Братьев Карамазовых» или «Преступления и наказания».

- Как счастлИв ПП, понимая всё это, счАстлив, что ему очевидны позиции и мотивы.

Гармонизации курса литературы и истории, мне кажется, поможет получить в этом смысле большую объективность оценки тех или иных исторических событий. И вот как раз на уроках литературы есть очень важный прием развития у ученика образного мышления. Ведь через художественные образы произведений человек лучше воспринимает серьезные вопросы, стоящие перед ним, перед его жизнью. История, как глобальный, более объемный предмет жизни народа, это - макромир, литература - это микромир. И очень интересно их в этом смысле объединить.

- Не поняла, какой именно приём имеет в виду г-н ПП

Надо понимать, что патриотизм возникает внутри человека незаметно, с каждой страницей прочитанной книги. Когда мы читаем «Левшу» Лескова, невольно сопереживаем этому обаятельному и удивительному человеку, а его слова - «даже если я утону, но ближе к родине» проникают в душу и рождают собственное внутреннее ощущение. И это действительно мощнейшие эмоции по отношению к своей родине, к своему языку, к культуре и т.д. И рожденный таким образом патриотизм - надежный и долгий. Он сильнее лозунгов и патриотичных заявлений. - Насчёт "рождают собственное внутреннее ощущение".

- Уверен ли г-н ПП, что внимательно читал "Левшу"? Потому что "собственное внутренее ощущение" от этого вот фрагмента у думающего ребёнка рождается, мягко говоря, иное:
"начали расспрашивать левшу: где он и чему учился и до каких пор арифметику знает?
Левша отвечает:
- Наша наука простая: но Псалтирю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем.
Англичане переглянулись и говорят:
- Это удивительно.
А Левша им отвечает:
- У нас это так повсеместно.
- А что же это,- спрашивают,- за книга в России "Полусонник"?
- Это,- говорит,- книга, к тому относящая, что если в Псалтире что-нибудь насчет гаданья царь Давид неясно открыл, то в Полусоннике угадывают дополнение.
Они говорят:
- Это жалко, лучше бы, если б вы из арифметики по крайности хоть четыре правила сложения, знали, то было вам было гораздо пользительнее, чем весь Полусонник. Тогда бы вы могли сообразить, что в каждой-машине расчет силы есть; а то вот хоша вы очень в руках искусны, а не сообразили, что такая малая машинка, как в нимфозории, на самую аккуратную точность рассчитана и ее подковок несть не может. Через это теперь нимфозория и не прыгает и дансе не танцует.
Левша согласился.
- Об этом,- говорит, - спору нет, что мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные.
А англичане сказывают ему:
- Оставайтесь у нас, мы вам большую образованность передадим, и из вас удивительный мастер выйдет.
Но на это левша не согласился.
- У меня,- говорит,- дома родители есть.
Англичане назвались, чтобы его родителям деньги посылать, но левша не взял.
- Мы,- говорит,- к своей родине привержены, и тятенька мой уже старичок, а родительница - старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить, да и мне тут в одиночестве очень скучно будет, потому что я еще в холостом звании.
- Вы,- говорят,- обвыкнете, наш закон примете, и мы вас женим.
- Этого,- ответил левша,- никогда быть не может.
- Почему так?
- Потому,- отвечает,- что наша русская вера самая правильная, и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и потомцы.
- Вы,- говорят англичане,- нашей веры не знаете: мы того же закона христианского и то же самое Евангелие содержим.
- Евангелие,- отвечает левша,- действительно у всех одно, а только наши книги против ваших толще, и вера у нас полнее.
- Почему вы так это можете судить?
- У нас тому,- отвечает,- есть все очевидные доказательства.
- Какие?
- А такие,- говорит;- что у нас есть и боготворные иконы и гроботочивые главы и мощи, а у вас ничего, и даже, кроме одного воскресенья, никаких экстренных праздников нет, а по второй причине - мне с англичанкою, хоть и повенчавшись в законе, жить конфузно будет.

Школа и вуз должны давать такое личное собственное устойчивое ощущение радости той страны, в которой ты живешь, языка, на котором ты говоришь. Это можно достичь благодаря урокам истории и литературы, именно побуждая ученика к собственному творческому осмыслению, восприятию, осмыслению.

- тут разве поспоришь?

Потому что в конечном-то итоге тот же Достоевский дает ответы на многие вопросы: Раскольников покаялся, Дмитрий Карамазов невинный пошел на суд, старец Зосима умер.В этом смысле Достоевский - анатом человеческой души, человеческого тела.

- насчёт тела не знаю. И опять - завидую знающему г-ну ПП ("а счастье только знающим дано").

Или лирика Пушкина. Хочешь понять, что такое любовь - прочитай «Евгения Онегина». -

- ???

Многое, безусловно, зависит от преподавания, и, безусловно, от уровня подготовки учителя.

- вот опять не поспоришь. Г-н ПП всё-таки кое-что усваивает. Уже появились допущения.

Задача в этом смысле относиться к личности не как к винтику, шурупчику, не как к шестеренки в какому-то большом государственном механизме, это - атеистическое ощущение. Единственно верный путь - обращение к каждому человеку как к некой величайшей самоценности, творческой неоднородности.

- насчёт атеизма не знаю, но сомневаюсь.

И в этом смысле уроки литературы и истории они, конечно, выполняют очень важную роль, и если учителю удается апеллировать к этим сторонам человеческой натуры, то, как правило, там и патриотизм, и любовь, нравственность, совесть появляются сами собой и становятся органичным свойством характера, а не навязанным извне в силу каких-то пиаровских коротких приемов.

- к этим сторонам человеческой натуры - это к каким?
А насчёт само собой - круто!

Манипулирование, но очень неумелое.

http://top.oprf.ru/blogs/404/14542.html

дядиПети, российской образование

Previous post Next post
Up