Я сегодня ехала в школу в третьему уроку, то есть к 10.30. Опыт научил выходить сильно заранее, поэтому к поездам на платформу в "Кузьминках" я спустилась уже в 8.55. Сесть я смогла только в шестой по счёту поезд. Читать невозможно - стоишь стиснутый, поэтому я думаю. По средам и пятницам я думаю о литературе, которая у меня в эти дни. А сегодня был русский, поэтому я думала, о чём думается. Так, россыпью мысли, враздробь...
Вспомнила я
разговор, который слышала в воскресенье перед концертом - Митропольский рассказывал одному из музыкантов, как он был на открытии нового концертного зала в переулках рядом с Покровкой, какую там играли музыку. И что дело даже в непрофессионализме, как он горячо говорил собеседнику, а в том, что они играют музыку фоновую, которая никого не напрягает, в нет конфликта - а без него как?
И я вспомнила, как две недели назад Володя Зуев рассказывал мне о своём разговоре с молодыми драматургами - про то, как они относятся к тексту.
И подумала я опять, что никакие усилия по реинкарнации сочинения в виде экзамена, конечно, невозможны. Я не говорю сейчас о тех школах и учителях, которые всегда и серьёзно учат текст читать и по поводу текста высказываться. Здесь всё происходит так, как происходило раньше. И всё-таки картина меняется повсеместно. Насколько стало труднее настроиться на одну волну.
Как современный молодой человек воспринимает текст? Чтобы остановиться на этом тексте, конкретном, что-то в нём должно сильно зацепить. Чаще факт, чем стилистика. Стилистика скорее его визуального оформления.
Текст должен быть небольшим - посмотрел, лайкнул, побежал дальше, других ещё много надо успеть глянуть. Этот текст - часть ленты, которая скользит перед глазами буквально везде - перенасыщенность информацией. Текст для них - в границах самого текста. Никаких концентрических кругов смыслов, никакой надтекстовой и внутритекстовой информации, никакого интертекста, как мы его понимаем. Отсюда - неважна мотивация поступков героев - "новостную ленту" не перемотаешь назад очень на-задолго: сейчас - важно, потому что интересно, завтра - забыли, живём по новой. Отсюда - ослабление и измельчение конфликтности. И это достоинство текста - он не должен напрягать, сидеть гвоздём, раздражать... Текст - фоновая информация.
Это - не хорошо и не плохо. Это просто есть. Когда мы говорим с ними на уроках о литературе, мы погружаем их в реальность, которая очень для немногих станет "своей".
Что делать? Да писать и читать, конечно, но понимать, по-моему, в какой мы реальности.
И мне кажется, на государственном уровне эту проблему решать просто не надо. Мы живём в такое время, когда даже я стала понимать, почему Ахиллес никогда не догонит черепаху. Мы просто на разных дорожках.
*** Понимаю уязвимость любых обобщений...