Николай Коляда как зеркало рецептивной эстетики

Jan 20, 2014 14:46


Те, кто занимается театром, и профессионально, знают и скажут другое.
Я зритель, и без всякой иронии неоднократно говорила о том, что Коляда-режиссёр, автор театра обладает одним ценнейшим качеством:

его провокативность, когда органичная, когда кокетливо-профессиональная, будит зрителя, или подхватывает и несёт в своём потоке, или заставляет его разбираться в том, чем доволен, чем недоволен или в чём чувствует себя обманутым.
Потому что, конечно, Коляда - волшебник какой-то особой страны,  у которого есть секрет - способ овладевания своим зрителем. И этот секрет скорее всего гениально прост - сродни зелёным очкам Гудвина, надев которые, понимаешь (или думаешь?), что получил самое главное, чего тебе недоставало.
И это может быть иррациональное, чувство - почти оргастическое, от осознания своей причастности к этому миру (и таких зрителей очень много). А может быть вполне рациональное, диалог - с режиссёром, с автором, с самим собой, который вдруг что-то понял.
И это ли не хорошо?

Думаю который день, что не так у меня

с "Мёртвыми душами". Понимаю, что есть у меня «претензии» и к собственно спектаклю. Затянуто, повторение приёмов - но это работает как со знаком минус, так и со знаком плюс. Роли в спектакле исполняют, как говорится, актёры и … актёры.
И когда тут провисает, тут узелок виден, а тут чрезмерно затянуто, а тут даже актёрское дарование не скрывает … плоскость, «абсолютно ровное место», то трудно получить цельное впечатление. Но тут и оправдание есть - спектакль недавний, может, несыгранный, всё ещё, может, сложится…

И ведь многое даже мне понравилось.
Главное моё несогласие - с интерпретацией.
И не стану даже говорить, по каким пунктам несогласна, скажу - по какой причине.
«Мёртвые души» - книга в нашей русской жизни особенная. Писанная далеко от России, написанная, чтобы и неРоссии и самой России объяснить, что она такое, она эту свою задачу выполнила - Россия поверила, что она такая, как Гоголь написал, и старалась соответствовать. Грубо говоря. И ещё грубо говоря - запрограммировал нас на десятилетия вперёд великий русский писатель.
А вот сейчас скажу нагло и самонадеянно: «Мёртвые души» - книга, которую у нас в стране читали не больше 2-3 процентов населения. Есть тому объективные причины. В зале -с учётом специфики Центра на Страстном - процентов не больше 15. Хорошо, если знакомы с сюжетом да с тем, что сатира и «галерея помещиков».

Коляда прочитал, и не один раз. И создаёт свой миф о России. Миф о мифе. И создаёт свой мир - свою картинку. И имеет право.
Но его картинка - результат другой оптики: его Россия увидена из «прекрасного далЁка».
И в спектакле всё оказывается «издалЁка». Пропорции нарушаются, и мне кажется, в этот раз Коляда оказывается ближе к зрителю, чем к Гоголю.

Надо сказать, что с интересом прочитала, что пишут. И не буду ничего оспаривать, потому что - стилистические разногласия.

Гоголь, Коляда-театр, театр

Previous post Next post
Up