П.Рикёр: «Больше объяснять, чтобы лучше понимать».Стану говорить много, путано, наверное, о чём, как порядочный человек, предупреждаю сразу. Но разделю на части - так самой удобнее.
Скажу сразу, что помянула ФГОС в теме не для красного словца, размышления о нём заняли некоторое время.
После чего я опять пришла в состояние преднегодования, подумала о том, как много на свете (прости, Господи!) дураков с железобетонными лбами, которые уже ничем не расшибёшь. Потому они их не жалеют, у(ис)пражняясь, создавая разные документы - как, например
http://festival.1september.ru/articles/621311/ или
http://ciot-anapa.ru/parents/9-remember/97-whay-is-uud.html .
А думать я снова начала об этом после разговоров в поездке с
homoludens68 и после поста
http://homoludens68.livejournal.com/133415.html?view=407079#t407079 Вот раньше приоритетным направлением в воспитательной школьной работе было создание коллектива. И понятно, что всем надо было усвоить:
С той поры, как будённовцы собирали коней,
И до наших сегодняшних, до космических дней
Есть традиция добрая в комсомольской семье:
Раньше думай о Родине, а потом о себе.
Кто такие будённовцы, никто не помнит, про комсомол начали вспоминать, а о космосе - забывать.
И к понятию "Родина" приходится возвращаться снова и снова: объяснять детям, что имели в виду разные люди, когда произносили это слово в самых разных ситуациях. Для многих нынешних: где хорошо - там и Родина.
Изменилось многое, но неизменным осталось одно: человек продолжает жить в обществе людей. И эти люди объединяются в разные группы, иногда ненадолго, иногда надолго - и приходится жить в этом формальном коллективе бок о бок с другими.
И теперь учитель должен работать над вот чем:
Личностные универсальные учебные действия
Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. - отсюда
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=230 В упомянутом же документе сказано и это:
Индивидуальные характеристики выпускника, не подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации
Ценностные ориентации выпускника, отражающие его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.); характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); индивидуальные психологические характеристики личности.
А ещё я нашла то, на что надо ориентироваться как на результат
Критерии сформированности универсального действия нравственно-этического оценивания
- структура ценностного сознания;
- уровень развития морального сознания;
- присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения;
- полнота ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.
Отдавая детей в школу, родители предполагают ли, что это с ними будут проделывать на основании официального, государственного документа?
Размышления следуют...