Девочка собралась писать исследовательскую работу:
"Пространство Фуко"
Визуальные реализации концепта петербургского текста в фотоработах Александра Филиппова
Топос. Логос. Эйдос.
- Любой город как объект можно исследовать, используя, как минимум, две характеристики - географическую /топографическую и историческую. Стало быть, в любом городе существует несколько «пространств»: пространство физическое, «топос» - территория, на которой город расположен, пространство природы; и пространство жизни человека, культурное пространство, связанное с историей жизни людей, населяющих его. При естественном пути становления и развития города первичен топос (место), которое постепенно заселяется людьми и обретает слово (логос).
- Санкт-Петербург формировалсяиначе. Выбранная для него территория (топос) не была обитаема людьми. Первичным стал логос, точнее эйдос (идея) города. Собственно город - материализация идеи города.
- Поэтому пространство топоса и логоса вступают в совершенно особые взаимоотношения, невозможные в любом другом городе, заселявшемся естественным путём.
Восприятие города. «Справочник туриста» и Арефьевский круг.
- Однако категории топоса и логоса относятся скорее к внутренней жизни города. Это «невидимый фундамент» для глаз постороннего наблюдателя.
- Восприятие же города извне происходит на уровне образов. Литература, живопись, кинематограф, фотография - основные источники информации для формирования образа города в современной «информационной цивилизации». СМИ и интернет, соответственно, средства распространения.
- Благодаря этой схеме любойчеловек, ни разу не посещавший Петербург, может обладать представлением о нём. Представление это, по сути, образ города, существующий в каком-либо информационном пространстве или творчестве конкретного человека. И любопытным нам кажется вопрос взаимоотношений этого абстрактного образа и «жизни настоящего города».
- Анализируя образ города, нельзя не рассмотреть историю вопроса. В нашем случае, наблюдается закономерность, которая кажется принципиально важной для понимания сути вопроса. Некая «двуликость», дихотомия настоящего/мнимого, официального/«подворотнего», полного/пустого - всегда была неотъемлемой чертой образа Петербурга. В истории новейшей тому можно найти подтверждение.
- «Петербург - родина русского рока». Эта фраза стала своего рода клише, штампом, в очередной раз вывернувшим наизнанку образ города. Во второй половине 20ого века Петербург действительно являлся безусловным «лидером» нонконформистической культуры, идеологии русского рока, авангардного искусства. Но возможно это было только до тех пор, пока существовала система, в рамках которой Арефьевский круг, Митьки, рок-культура действительно являлись андеграундом, запрещённой деятельностью. То есть, возвращаясь к образу Петербурга в культуре, применительно 70ых-80ых годов можно выделить два семантических поля в восприятии города: «Ленинград официальный» (тот стандартный набор мест, который можно найти в любом туристическом справочнике тех лет), и пространство андеграунда, заполненное искусством авангарда во всяческих его проявлениях.
« Большевики прячут настоящую могилу Пушкина».
Конечно, при таком грубом противопоставлении получается, что город исторический, со всеми его мемориалами, памятниками архитектуры, дворцами, мостами и церквями - уровень внешний, выставляемый для приезжих, и не проявляющий того, что на самом деле есть жизнь города. А вот та самая «настоящая жизнь», пульсирующая, борющаяся - в подворотнях, подвалах, первых рок-клубах.
- Однако системы не стало. Соответственно, не стало и запретов. А понятие «официального андеграунда» абсурдно по сути своей. Поэтому то, что раньше могло считаться «правильным» и «настоящим», будучи доступным массово, утратило свою функцию и эстетику. Сейчас туристическая индустрия предлагает экскурсии «Культовые рок-маршруты Питера», "Рок-н-рольный Петербург", «Крыши и подвалы Петербурга» наравне с обзорными экскурсиями по историческому центру. Стало быть, «настоящее» - снова «прячется». То, что осознавалось сущностным - стало элементом массовой культуры. Если не брать во внимание социально-исторический аспект, то видится здесь ещё и культурологическая проблема, связанная с тем самым отношением логоса и топоса. Функция топоса в городе искажена. Поэтому пространство всегда ведёт себя необычно. Это находило и находит множество отражений в культуре (искусстве).
Визуальные реализации. Петербургский текст.
- «Как и всякий другой город, П. имеет свой "язык", ... и может быть понят как своего рода гетерогенный т е к с т, которому приписывается некий общий смысл и на основании которого может быть реконструирована определенная система знаков, реализуемая в тексте. <…> Уникален в русской истории П. тем, что ему в соответствие поставлен особый "П е т е р б у р г с к и й т е к с т", точнее, некий синтетический сверхтекст, с которым связываются высшие смыслы и цели. Только через этот текст П. совершает прорыв в сферу символического и провиденциального. ...» - В.Н.Топоров. Однако точно термин, введённый В.Н.Топоровым, звучит как «Петербургский текст русской литературы». Нам кажется, что свойства петербургского текста присущи не только текстам литературным. Учитывая огромные количество «текстов», созданных другими видами искусства - живописью, кинематографом, фотографией, представляется не бессмысленным разговор о «визуальной реализации концепта петербургского текста».
Фотографии стихов.
- Альбом фотохудожника Александра Филиппова «Фотографии стихов». И второй сборник - «Между чёрным и белым - стихи», «Между чёрным и белым - фотографии». Работы этого фотографа наглядно демонстрируют, что художественные средства фотографии настолько сильны, что одним изображением позволяют передать образы, настроения целого стихотворного текста. Это означает, что фотография, не являющаяся иллюстрацией текста, и сама по себе являет текст. Именно это позволяет рассуждать о свойствах «петербургского текста русской фотографии».
- «На многих фотографиях Александра Филиппова перед нами предстает Санкт-Петербург, но не в традиционном «парадном» варианте, предназначенном для туристов. Он выглядит совсем другим - таким, каким увидел его фотограф: это город одиноких крыш, задумчивых памятников, выразительных деревьев» - такой текст можно найти на официальном сайте фотохудожника (http://prophotos.ru/photographers/6753-aleksandr--filippov). Этот текст почти дословно возвращает нас к рассуждениям о «скрытом пространстве» «истинной жизни» города. На фоне этого, его работы выглядят тем более любопытными, даже если не говорить об их художественной ценности.
Пространство Фуко.
- Почему же работа имеет такое название? Этот образ показался нам любопытным по ряду причин. Во-первых, сама история маятника Фуко, проявляющая в полной мере переоценку ценностей у точек зрения на важнейшие семиотические точки города, в данном случае - Исаакиевский собор. Во-вторых, собственно, некоторые особенности маятника: как известно, осуществляя колебательные движения, траектория маятника всё время немного меняется. Получается, что движение маятника создаёт множество пространств, неизбежно пересекающихся в одной точке. Если проецировать эту систему на проявления петербургского текста в индивидуальном восприятии города, и реализованные в фотоработах петербургских художников, на пересечении этих пространств, вероятно, лежит как раз «истинная внутренняя жизнь» города. Если таковая существует.