Предисловие: любое путешествие, любая экспедиция, да и любое другое "мероприятие" во многом зависит от команды.
Это один из вопросов, к которому я подхожу ответственно и взвешиваю всё перед началом.
Каждая поедка, кроме новых красивых мест, ещё знакомит меня с разными интересными людьми.
По просьбе участника экспедиции публикую пост.
Автор:
Емельянова Анна.
Машины, как люди, рождаются, взрослеют, учатся чему-то, влюбляются, совершают подвиги. Во всяком случае, у меня это так. Если находишь свою машину, то она начинает срастаться с тобой, жить одной жизнью, помогать и даже менять твое настроение.
Для меня машина - это не технические характеристики - это личность, дополняющая тебя, просто она из железа, а я из плоти и крови. Наверное, что-то подобное описывается в романах о будущих совершенных аппаратах, способных подключаться к мозгу и считывать твои желания еще до того, как ты успел их додумать. Сейчас это происходит на очень тонком интуитивном уровне, но… происходит.
К чему все эти лирические вступления? Как нибудь, отдельной повестью, я расскажу свою автомобильную жизнь, а пока скажу, что моя Сузука - это МОЯ машина. Я ее нашла, полюбила с первого взгляда и чувство это у нас взаимное.
Например, для меня важно было сохранить номер моей машины, цифры 375, такие же, как и на моей самой первой машине, которую я тоже считаю счастливой (Та семейная реликвия до сих пор, как мумия Ленина, хранится в гараже).
Вот заодно и посмотрела, что означают эти цифры:
Цифра 3 - означает мастерство, самовыражение, вдохновение, энтузиазм. Оно символизирует стремление как будто заключить всех в свои объятья в этом мире. Считается очень счастливым и удачливым числом. Выражает оптимизм и энтузиазм. Радуется жизнью и все легко воспринимает. Творчество, воображение, детство, поведение, свойственное «звезде». (Да, я звезда. Еду в не тонированной машине и хочу - пою, хочу - рыдаю, а вы все - хоть удавитесь - это моя ЛИЧНАЯ территория)
(Очень хорошее число, вот с чего меня так «прет» на дороге, неостановимо, не соизмеряя сил желание покорить все вершины весьма энтузиастично. Останавливает только мысль о том - кто будет меня спасать когда я заберусь на самые вершины. Забраться-то я заберусь, а вот про «обратно» никто не говорил. А то получится как у татар: вперед - «алга», а как будет «Назад»? - Развернуться и «алга»!)
Цифра 7 - означает мыслителя и затворника, ищущего правду, и протягивающего руку с лампой, рассеивая тьму. Характеризуется глубокими знаниями и мудростью, а также интуицией и пониманием. Замкнутость в себе и сдача своих позиций. Одиночество и созерцание.
(Оказывается, во мне пропадают потомки Диогена! Только, машинка, пожалуйста, не превращайся в бочку! И это про нас, мыслить и петь, петь и мыслить, использовать на дороге не столько глаза, сколько интуицию - это наш вариант. Главное, не рассказывать об этом другим водителям).
Цифра 5 - является самой динамичной цифрой, открытой ко всему новому и неизведанному. Символизирует прирожденную способность к торговле и администрированию. Характеризуется смелостью и тягой к различным авантюрам и приключениям.
(Ну а работа этой цифры, как раз сейчас меняет свою направленность, из гламурячьей повозки для бизнеса по городу, в красный танк для покорения вершин. А авантюры и приключения - это наше всё, был бы зачинщик! Я же девочка и мне надо все время ехать «за» кем-то).
Ладно, что-то я опять увлеклась. Всегда интересно себя исследовать.
Итак, наша с Сузукой жизнь проходила вполне спокойно. За 6 лет совместной жизни я регулярно дарила ей подарки на день рождения 1 августа, а она преданно возила меня везде, где мне было необходимо. В основном по зиме мы бороздили рзабито-заснеженные дороги Самары в особо жестоких местах типа улицы Кабельная в районе Заводского шоссе (кто знает - оценит, там, на задах пара машин тонула до весны), ну а в теплый период особо близок нашим колесам был заповедник Самарская Лука, по причине местонахождения в нем папиной деревни с домом, озерами и всеми прилагающимися радостями. Так что подвиги были не нашей стезей. Сузука любила быть красивой, по этому несколько лет участвовала в байкерских парадах, поддерживая тесную дружбу с этой двухколесной братией, пару раз сопровождала их в Саратов, украшенная флагами. Еще она любила быть быстрой, точнее после расточенной первой машинки быстрой хотелось быть мне и от усердия заставить ее ехать еще быстрее я продавила под педалькой газа днище, так что там теперь уютная впадинка для пятки. Еще Сузуке нравилось катать моих друзей и когда мы поем песни.
Но тут настало время подвигов. Как-то неожиданно и спонтанно. В фильме «Всегда говори «Да» Джим Керри отвечал «Да» на любой вопрос, который ему задавали, я же отвечаю «Да» просто под хорошее настроение. И вот однажды на вопрос: «Поедешь в Грузию на машине?» Я просто под настроение ответила «Да!».
Осознание последствий моего ответа пришло позже, уже перед самой поездкой. С мыслью о том, что Грузия, наверное, далеко, я стала присматриваться к своей машинке. Ну так вроде ничего не стучит. (За все 6 лет я 1 раз поменяла свечи - давненько, один раз аккумулятор, один подшипник заднего колеса и рулевую рейку, потому как одной зимой на Кабельной нам крепко досталось, ну а про жестянку я молчу, потому что это тема отдельного романа). Но! За 6 лет я ни разу не меняла колеса, вот в чем продали (Bridgestone Dueler H/T R17), в том я 6 летних сезонов и терла асфальт (последние 2 лета шиномонтажники, ставя мне эти колеса, смотрели на меня с укоризной). Вот на этих-то «сликах» я и собралась в горы. А куда деваться? Не бежать же за колесами за 3 дня до отъезда, тем более, что я представления не имею что покупать.
Ладно уж, куда кривая выведет! В последний момент я даже конкретно струхнула, но за другими делами не заметила, как наступило утро поездки, а учитывая, что сумка была уже собрана - пора было выкатываться.
И поездка началась. На место встречи подъехала вторая машина нашей экспедиции, Шива Нива, красивая и оснащенная багажником на крыше. Я почувствовала свою машину гламурячъей конурой и уж точно не внедорожником для путешествий. Ладно, взялся за гуж, не говори что слабо, все равно поздняк метаться.
Длинные перегоны давались легко. Довольно быстро моя пятая точка приняла форму сидения (или сидение приняло форму моей пятой точки - симбиоз, блин!), передо мной ехала ведущая машина (с набором всех жизненных необходимостей, таких как навигатор, регистратор, трансформатор и кучей очень важных, истинно туристических вещей) и я просто отдалась движению: «Куда он туда и я». Машина шла мягко, плавно вписываясь в широкие повороты российских равнин.
Ну а сразу после границы начались испытания, пошли настоящие горные серпантины. Ночь, дождь, мокрые скалы, сверкающие в отблесках фар. Одна я бы встала у дороги и уже не двинулась с места, но красные фонари передо мной начинают чуть удаляться и я давлю на газ. А вскоре началось наше первое большое испытание. Мы свернули в горы, сквозь какую-то деревушку. Асфальт тут же закончился и началась каменная отсыпка. Да не понимаю я, как тут ехать! И еще подъем в гору иногда под 45 градусов. Мы начали подниматься в гору и, к дождю и камням с текущей по ним грязью, добавился еще и туман. Машина не хотела ползти вверх (я ее еще не научила) и периодически глохла. Я пугалась, дергала ручник, замирала и мучительно думала в каком порядке нажимать педальки, ведь отступать некуда, сзади обрыв. Сделала несколько вдохов и выдохов, снова завела машину и закарабкалась вверх, выбрасывая из под колес мокрые камни. Страшно. Собираю волю в кулак (ах, вот как это делается), понимаю, что вниз уже точно никак и умоляю машинку: «Ну езжай, миленькая!» И мы доехали, через пару поворотов обнаружилась довольно ровная площадка как раз на пару машин и палатки.
После долгих тренировок на других перевалах я все-таки нашла оптимальный способ для Сузуки забираться на любые кручи - быстренько, с разгончику и на второй передаче, ну а если уж совсем не хватает, то в самом конце можно и на первую и давить гашетку и уговаривать. Все-таки для таких подвигов маловат движок - 1,6 л.
Зато большие окна боковых дверей не мешали делать фотографии даже с заднего сиденья (правда, переднему пассажиру иногда приходилось резко складываться по команде «Ложись!»).
Следующим испытанием стал перевал по дороге в Кахетию. Каменная отсыпка, довольно крупная с сухими, но довольно глубокими промоинами. Хотя я и получила краткий курс вождения по горным дорогам (На крупные камни наезжай колесом, а ручьи пропускай между колес) все же пару раз шкрябнула каменюгами по защите (очень рекомендую, полная защита днища и никакие каменюги вам не страшны, а лечиться одним простым инструментом - лом называется). Ну а наутро после стоянки как-то неожиданно я обнаружила, что моя красная коняга охромела на правую заднюю ногу (в общем, поезд дальше не пойдет, потому как путев не построили). Очень расстроилась, потому как с чисто женским мышлением я, конечно, имею в багажнике насосик и домкратик, но каким местом их и к чему применять как-то никогда не интересовалась. Вот и в этот раз на мое счастье рядом со мной оказался настоящий мужчина, который смог преодолеть все трудности.
А трудностей оказалось немало, как то: заклеить порез подручными средствами не удалось, дюже крупен и сложен, да еще и уголком (сама рассматривала), ну а при попытке использовать запаску нас ожидало еще множество трудностей. Я ж на этом запасном колесе только наклейки меняла, все 6 лет, а остальное мне за ненадобностью, а оказалось, что оно у меня отменно защищено от злоумышленников аж двумя замками, которые за 6 лет не просто закоксовались, а, я бы сказала, вросли. В общем, пришлось их… того. Теперь моя запаска защищена только милой заговоренной проволочкой Впрочем попыток ее похитить пока не наблюдается.
В итоге мужчина справился с заданием просто блестяще, сделав меня самой счастливой женщиной на земле. Можно отправляться дальше.
Следующим жутким испытанием был ночной перевал в облаках по дороге в Батуми. Не знаю, как он назывался, но для меня он стал «перевалом призраков», во-первых потому что в молочной водяной сыпи облака деревушка на горе светилась таким призрачным, рассеянным светом, что казалось, что здесь не могут жить люди, только призраки, а во-вторых в таком густом тумане мы сами крались, как призраки, часто не видя краев дороги. Честно признаюсь, периодически отставая от впередиидущей машины на 5 метров я теряла в тумане даже лампочки стопарей. Впрочем респект встроенным противотуманным фарам (тут-то я про них и вспомнила), дорогу прямо под колесами я видела отчетливо. Будь туман обычный - они бы нас спасли, но это были облака - белокрылые лошадки.
Здесь спасла местная полиция (Слава ей и хвала!), которая вывела нас с перевала, просто взмахом руки пригласив следовать за собой. В этот момент (мы неслись в тумане, по камням, через ручьи, в поворотах и еще кого-то обгоняли и все где-то на скорости 35 - 40 км/ч) мне казалось, что я срослась со своей машиной, а моя машина срослась с Шивой-Нивой и пикапом Полиции. Потому что не будь мы единым целым - точно кто-то бы остался в ущелье. Но мы все живы, а за всю эту часовую гонку машинка даже не пискнула (не скрипнула) или я просто не в состоянии была это услышать.
А вот и очередной подвиг. Дорога до Местии была очень красивой, хотя и опасной, вдоль бурной реки и нависающих скал. 138 км серпантина, узкой асфальтовой дороги, без ограждения. Сложно, но мне так и хотелось кричать «Я хочу быть первой на этой дороге». Мы останавливались на мостиках и просто на шоссе, кругом были совершенно нереальные, восхитительные виды. Мощность бурной, мутной реки будто втекала и вытекала из меня. Мне хотелось ехать еще быстрее, я захлебывалась этой дорогой. Машина чувствовала себя отлично (о, мы из машинки начали дорастать до машины! Так, глядишь, через краткий период времени в категорию МАШИНЫ перейдем :)), хорошая сцепка с шоссе. Кстати, не уточнила, к этому времени, после установки запаски (полноценное колесо, только радиус 16, а вот все остальные 17, хоть и со стертым протектором) мы проехали не меньше 1000 км. Итак, асфальт чувствуется отлично, ощущается даже запас мощности. Никаких перекосов не наблюдается.
А потом пошли 48 километров отсыпки. Здесь мы преодолевали текущие через дорогу реки, грязные лужи и пылевые облака. Виды, конечно, потрясные - горы со снежными вершинами, древние башенки. Дорога вытрясла и выжала. Эти 200 км. мы ехали весь день, часов 8, кажется.
В высокогорное селение мы попали на закате, я еще успела увидеть снежные пики в красных отблесках последних солнечных лучей. При въезде на площадку с палаткой зацепила кусок какой-то сетки рабицы и протащила ее метров 10, так, что из под меня искры сыпались (аж соседи - украинцы прибежали), опять же респект защите, все в целости и сохранности.
На утро, упившись снежными вершинами, было желание покорить и сам перевал (кажется максимальная высота 2700, мы же добрались только до 2200), но Шива Нива не выдержала природных катаклизмов, таких, как перепад давления и на остатках тосола мы начали свой путь вниз. (Развернулись и «алга!»). В связи с небыстрым движением Шивы мне дали волю и выпустили вперед и я захлебнулась движением. Мы с Сузукой были одним целым. Потеряв яркий красный цвет под слоем пыли (пока спускались с каменной отсыпки в хвосте пыли от Шивы - оказывается можно ездить не только по дороге, за стопарями передней машины, а еще и по хвосту пыли, в котором круче чем в облаке, ВООБЩЕ ничего не видно, одна святая вера) на асфальтовой части серпантина я, как будто пыталась сдуть с себя эту пыль. Кажется в серпантин на 180 градусов я входила на скорости около 60 км\ч. Лысые покрышки с гордым названием «слики» - самопал свистели так, что их слышали в машине в 50 метрах позади меня, а у меня было ощущение, что Сузука сейчас, как кот из мультика «Том и Джерри» в повороте - передние колеса повернули, а задние сейчас оторвутся и в другую сторону вылетят. Опять же все прошло на ура, машина полностью отвечала моему настроению.
Правда мое настроение, уже в самом конце пути не поддержали камни, осыпавшиеся совсем недавно с местной скалы. И один из них мстительно (как же все завидуют, когда тебе хорошо) оставил разрез длиной сантиметров в 6 на том же правом заднем (на совсем новой покрышке запаски! О, горе мне несчастной!!!). Потерю з заметила сразу же по характерному шипящему звуку. Остановилась, а через пару минут меня нагнала Шива-Нива с моим спасителем, вызванная по рации. На этот раз замена колеса заняла всего 13,5 минут. Это наш первый рекорд, посмотрим как пойдут дела дальше.
Ну а дальше все самое трудное было преодолено. Лишь однажды моя машинка испугала меня, когда на долгом подъеме мне пришлось долго и очень медленно ползти за Нивой она начала греться и стрелка нагрева двигателя со средней отметки взлетела до красного в считанные мгновения. Пришлось остановиться и передохнуть. Опять же объяснение было простое, Сузука не любит ползти медленно, это кроссовка и ей надо бегать, так что если хотите преодолеть подъем - делайте это бодренько, вы же не Камаз, чтобы на подъемах играть в улитку. (Лучше день потерять, потом за 5 минут долететь. Мультфильм «Ноги крылья и хвосты»).
Движение к границе по Военной Грузинской дороге повеселило. В одном месте все машинки бодро друг за другом нырнули в туннель, но метров через 200 выяснилось, что конца у туннеля пока еще не достроили и надо возвращаться. Я была последней в веренице этих «умников», а значит ближайшей от выхода. «Китайские пионеры не ищут простых путей» и я почувствовала себя китайским пионером. Ехать 200 метров задом по плавно изгибающемуся туннелю…. Раньше я думала, что это выше моих женских сил, но оказалось, что и на это я способна. Здесь отчетливо почувствовала нехватку света в задней фаре, для ночной дороги или у подъезда развернуться может и ничего, но для кромешной тьмы в туннеле маловато. Правда нормальные люди немного повозившись в туннеле просто развернулись и поехали передом, так сказать вперед, но это, повторюсь, не наш вариант.
На том наши Грузинские приключения и закончились. Впереди были Российские стрелы дорог укачивающие на новых участках и придающие активную динамику езде на колеях и прокатанных грузовиками «гребенках».
В итоге я считаю, что машинка (при наших с ней отношениях), показала себя с лучшей стороны. У нас ничего не отвалилось (хотя, наверное, могло бы), ломом по приезде по отношению к защите почти не пользовались. Слетела резинка с выхлопной трубы. Ну и две порезанные покрышки (запаска у меня теперь с камерой). Вот и все потери.
А, еще забыла про разбитую звездочку на стекле. Но это уже, как говориться, сама виновата. Мы придумали слушать одну музыку на две машины из моего трансмиттера, а волна плохо ловиться, когда машины расходятся более чем на 10 метров, вот и приходилось на трассе, при скорости в 100 км/ч. держаться всего в 5 метрах от передней машины. И так ездить можно, особенно если полностью доверяешь. Но есть большой минус, из крупнопрофильных покрышек камни летят прямо в стекло. Вот один из них и оказался особо силен, оставив мне небольшую звездочку. На память, наверное :)
По комфортности в салоне - для 2-х человек 5 из 5, для 3-х - 4 из 5, тяжко заднему, потому как сидение там рассчитано на пару связанных пленных китайцев, но если ты размером не больше китайца, то отлично проведешь там время. Вещизма лишнего у нас не было (была великая Шива-Нива в которой было все и еще немножко), но малюсенький багажник полностью заняла сумка с вещами, пара спальников и дорожный холодильник, подключенный в авторозетку в багажнике (спасибо производителю, хорошее место). Оставшиеся рюкзаки и пенки пришлось совать за водительское сидение. Я, как водитель, очень порадовалась боковой поддержке на сидениях, особенно в серпантинных поворотах, очень помогало не выскальзывать из седушки.
Итак Сузука покорила свои первые вершины, я тоже покоряю свои. Говорят, что за самым большим страхом спрятано самое большое счастье. Я шагнула в свой страх и я была счастлива, а моя машина меня не подвела.
Я не могу сказать, что я теперь по жизни приверженец Сузуки, просто мы вместе и я счастлива, это как любовь, ты вместе с человеком, просто потому что тебе хорошо с ним, просто потому что рядом с ним - жизнь, рядом с ним ты дышишь. Однажды кто-то может захотеть уйти. И тогда надо отпустить. Отпустить с улыбкой.
А пока в горячем сердце и моторе зреют горячие планы. Уже куплены крупнопрофильные покрышки, для покорения осенней грязи, уже есть планы на Нижний Новгород и окрестные красоты, а там мало ли куда нас занесет. Лишь бы только рядом с нами всегда были сильные, достойные и заботливые мужчины, а мы никогда не устанем им улыбаться.