Sep 07, 2010 16:24
Главный режиссер театра "Йуг" об эротике на сцене, красивых ножках и лучшем азербайджанском режиссере
Интервью Day.Az с главным режиссером театра "Йуг" Вагифом Ибрагимоглу.
- Ваш театр вступает в свой 21-й сезон. Что ожидает ваших зрителей в нем?
- Их ожидает встреча с прекрасным, встреча с театральным искусством и с нашей поэтикой, которую мы разрабатываем в течение вот уже двадцати лет. В этом сезоне мы будем активно эксплуатировать свой ходовой репертуар по произведениям Чехова, Кафки, Физули. Мы открываем сезон 18 сентября. Вообще то число "18" для нас - очень знаковое. Я сам родился 18 октября, и наш театр тоже появился на свет в этот день.
- Что-то новенькое зрители увидят?
- Естественно, будут и новые постановки. Например, произведение молодого поэта Салеха Сабата в жанре мейханы - "Ушаг ве Биз". Эдакий комический детектив. Это будет первый спектакль, поставленный в жанре мейханы.
- Не боитесь, что этот спектакль вызовет у наших мастеров мейханы негативную реакцию?
- А разве мейханщики боятся моей негативной реакции на все то, что они делают? К тому же, как говорится, волков бояться - в лес не ходить.
- Как вы относитесь к совмещению актерской и режиссерской деятельности?
- У нас в штате три режиссера, включая и меня, но я никому из своих актеров не запрещал режиссерскую деятельность. Я вообще не понимаю, зачем нужно строго делить театр на актеров и режиссеров. Считаю, что если у актера получается поставить спектакль, если он хочет попробовать себя в качестве режиссера, и у него это неплохо получается, то ни в коем случае нельзя ему запрещать заниматься режиссурой!
Поэтому у нас нет четкого деления театральной труппы на актеров и режиссеров, как, например, и в турецких театрах, где любой актер может поставить спектакль. Если актер работает по принципу "если не сделаю, то сдохну" - нельзя ему запрещать это делать.
- Как вы относитесь к наметившейся в последнее время тенденции приглашения зарубежных режиссеров для постановок в азербайджанских театрах?
- Прекрасно, очень положительно! Это нужно для развития театров в нашей стране, для обмена опытом…
Нужно поднимать уровень культуры. Надеюсь, что такие мероприятия, как совсем скоро грядущий Чеховский фестиваль, когда в Баку привезут пять совершенно потрясающих постановок, будут способствовать этому.
- Тогда почему бы и вашему театру не позвать для постановки зарубежных режиссеров?
- Дело в том, что у нас своя поэтика, и наши режиссеры ее прекрасно освоили. У нас ставили спектакли турецкий режиссер, режиссер из Финляндии - наш соотечественник Кямран Шахмардан. Но это был не андеграунд. В другом месте, в другом театре эта постановка смотрелась бы прекрасно, но не у нас.
У нас актеры со зрителями сталкиваются в буквальном смысле этого слова лицом к лицу. Здесь нельзя ставить спектакли, такие, как ставят на большой сцене. Если режиссеры в это не врубаются, то нам ни они, ни их постановки ни к чему. Кукольную постановку того же Шахмардана лучше было показать в кукольном театре.
- Кого вы считаете лучшим театральным режиссером в нашей стране?
- Для меня, безусловно, это Азерпаша Нейматов.
- Если провести параллели между театром и футболом, могли бы вы, как режиссер-тренер, назвать свою театральную команду?
- Будет очень сложно навскидку назвать состав из 11 человек, Тот же Жозе Моуриньо не один месяц думает о том, какие бы трансферы осуществить. (Смеется).
- А вы попробуйте.
- Если не трогать моих актеров - они, скорее, играют в футзал, то я бы назвал следующих: Яшар Нури, Расим Балаев, Фуад Поладов, Санубер Искендерли, Фирангиз Муталлимова, Земфира Нариманова, Ханлар из Шекинского театра - оттуда, кстати, можно взять еще как минимум двух, из ТЮЗа, из бывших актеров Молодежного театра, как минимум, пять актеров. Как видите, получился состав вместе со скамейкой запасных. Но хотелось бы отметить, что это чистый экспромт, так как у меня было очень мало времени на раздумия.
- Кого из актеров других азербайджанских театров вы бы взяли в свой, если бы у вас была такая возможность?
- Никого. Меня полностью устраивает то, что у меня есть. Для меня главное, чтобы сам актер хотел играть в нашем театре, тогда еще есть возможность обсудить данный вопрос. Но "Йуг" - это узаконенный андеграунд, а актеры хотят быстро прославиться и потому стремятся играть при больших театрах. Мой театр - это аутсайдер среди азербайджанский театров, но мы аутсайдеры не в плане занятого места, а в плане того, что мы вне игры, мы в стороне.
- Тем не менее, вы тоже не прочь, как в некоторых других наших театрах, завлечь зрителей "голыми ножками"...
- Да чем хочешь завлекай зрителя - лишь бы он приходил! Театру нужно зарабатывать, а для того, чтобы он зарабатывал, в него должен приходить зритель. К тому же, если в театральной труппе есть красивые ножки, то зачем от них отказываться? Театр должен завлекать зрителя чем угодно - ножками, ручками, "пиаром", скандалом - а дальше уже самому зрителю решать, будет он приходить в этот театр еще или нет. Если нужно будет имитировать интимные отношения на сцене - это тоже можно! Лишь бы это было красиво и не нарушало художественную ценность спектакля.
- То есть вы - за эротику в театре?
- А почему бы и нет! Эротикой пронизано все творчество таких видных представителей азербайджанской литературы, как Молла Панах Вагиф и Сеид Азим Ширвани! У Ширвани есть великолепные, с острым юморком, эротические пасквили. Я еще не говорю об азербайджанских песнях эротического содержания!
И я не вижу в этом ничего плохого. Ведь слово "эротика" взято от имени Бога любви - Эроса. Это же красиво хоть и интимно. И это в корне отличается от порнографии, в переводе означающей "описание разврата". И в спектаклях нашего театра мы никогда не отказываемся от элементов эротики, если они там необходимы.