Никогда не любил высказываться на глобальные и политические темы, да и не силен словом. Просто оставался солидарен с другими высказавшимися, чьи мысли мне близки, и изложены понятно и по-делу. Но вот, видимо, пришло время, накипело. Я о Дне Победы.
Разгул квасного патриотизма по интернетам, и, прости господи, российским телеканалам не остался незамеченным, даже таким индиференнтным человеком как я. Спасибодедузапобеду, Превратимвпепел, Крымнаш, Дойдемдоберлина и прочие слоганы диванных патриотов, посасывающих неприкрытую пропаганду из ящика и баварское нефильтрованное из холодильника, лются разве что не из крана. Кстати, в кране привычно и по-весеннему две недели нет горячей воды, а заодно, сошедший снег оголил все собачье гавно во дворе и прошлогодний мусор, который предусмотрительно не был убран еще осенью. А опять же привычно поднимающаяся цена а услуги ЖКХ в квитке воспринимается со смачным “вот суки!” и сопровождается раздражительным плевком в угол зассаного и размалеванного лифта. Возникает ли у патриота мысль поднять свою жопу с дивана и осободить свою Родину от оккупантов в своем подъезде, ЖКХ, городской администрации? Видит ли он причинно-следсвенную связь между собственной деятельностью, мудаков-соседей, воров-чиновников, проституток-политиков, и своей унылой и все более дорожающей жизнью? Понимает ли он, за что воевали деды?
Ну да ладно. В таком окружении я прожил довольно много лет и, не найдя выхода в своих противоречиях с действительностью, просто свалил в Германию (так уж получилось, и это вполне могли бы быть США или Великобритания). И что меня крайне поразило и заставило давить кнопки на клавиатуре, это салюты 9 мая в Мюнхене! Нет, я понимаю, Мюнхен - город многонациональный, полно народа из стран Европы, пострадавших от фашисткой Германии во время Второй Мировой. Но во-первых, они этот день не “празднуют”, а с грустью отмечают, и во-вторых, как правило, 8 мая. Празднуют “побелители” - с пальбой из шутих, с георгиевскими ленточнками на антенках авто и пьяными воплями из проезжающих машин, к сожалению, - мои соотечественники. Эти патртоты, сменив унылое и промозглое существование на победившей Родине, на теплые социальные объятия проигравшей гермашки, празднуют “свою победу” и кичатся этим на улицах под недоуменные взгляды бюргеров (которые на самом деле понятия не имеют, что все это значит). Страна, которая дала им приют, работу, социальные гарантии, чистую окружающую среду, в этот день презрительно втаптывается в грязь тяжелым сапогом русского воина, диванной дивизии, пивного батальона. Знай наших, фашистская сволочь.
Ну а на Родине - парады победы, с метафизичной и даже где-то эксгибиционистской демонстрацией военной мощи в сердце столицы. В сталинские времена парады предназначались для демонстрации силы тем, кто подумывал под шумок напасть на ослабленный войной СССР. А еще более для того, чтобы внушить уверенность своему народу, мол, не ссыте, товарищи трудящиеся, броня крепка и танки наши быстры. В общем нужное дело были эти парады. Далее размах выставок кузькиных матерей шел на спад, иногда лязгая гусеницами и всбрыкивая боеголовками в ответ на деятельность по всему миру наших потенциальных противников. Но во времена спутниковой разведки, автономных крылатых ракет на дронах и точечного оружия сила армии демонстрируется не маршировкой по брусчатке, а военными базами по всему миру, ну и чего стесняться, ведением эффективных войн далеко за границами своей территории.
День Победы же, по моему скудному разумению, должен бы сопровождаться скорбью по погибшим (как на форонте, так и в тылу, в том числе и в лагерях), грустью о том, что живых свидетелей подвига народа над фашизмом остается все меньше, и тревогой о вспыхивающих то там то здесь рассадниках националистических идей. Поэтому я совершенно не понимаю, что празднуют нынешние патриоты. Они никого не побеждали, ни чего не завоевывали, ни кого не освобождали (даже в рамках своего подъезда, двора, города). Более того, большинство из них никогда не задумывались о судьбе ветеранов и участников войны, которые живут неподалеку. И уж тем более, они и представить себе не могут, что на той войне было далеко не все так, как им показывают по телевизору. И сведетелей совсем скоро вообще не останется в живых. Патриотом останется только всасывать киселевкое сусло и страшно гордиться за деяния, к которым они не имеют ровным счетом ни какого отношения.
А как же ты, твоя семья, спросити вы, неужели не ходили на праздник и не участвовали в парадах в своем городе в советское время? Ходили, участовали. Помню отец покупал цветы за день, а утром, после торжественного салюта военных (строем, из винтовок, как при военных похоронах) и официального возложения венков к могилам известных и неизвестных солдат на главной площади, погибших при освобождении нашего городка, клал цветы на плиту с именем нашего однофамильца. Мы не зали, кто это, но с такой фамилией он по-любому был либо родственник, либо земляк отца. Это был торжественный и грустный день, каковым и должен быть.
И напоследок хочется привести цитату, которая уже мелькала в лентах, но прочитав которую, я вспоминаю очень похожие высказывания живых свидетелей войны, солдат-ветеранов, с которыми я успел поговорить в тот краткий промежуток времени между началом самостоятелного мышления, в том числе и о ВОВ, и временем, когда истинные ветераны (с ранениями, увечиями, контузиями, хроническими болезнями) начали массово уходить из жизни. Было это около 20-ти лет назад.
Н.Н.Никулин:
«Поразительная разница существует между передовой, где льется кровь, где страдание, где смерть, где не поднять головы под пулями и осколками, где голод и страх, непосильная работа, жара летом, мороз зимой, где и жить-то невозможно, - и тылами. Здесь, в тылу, другой мир. Здесь находится начальство, здесь штабы, стоят тяжелые орудия, расположены склады, медсанбаты. Изредка сюда долетают снаряды или сбросит бомбу самолет. Убитые и раненые тут редкость. Не война, а курорт! Те, кто на передовой - не жильцы. Они обречены. Спасение им - лишь ранение. Те, кто в тылу, останутся живы, если их не переведут вперед, когда иссякнут ряды наступающих. Они останутся живы, вернутся домой и со временем составят основу организаций ветеранов. Отрастят животы, обзаведутся лысинами, украсят грудь памятными медалями, орденами и будут рассказывать, как геройски они воевали, как разгромили Гитлера. И сами в это уверуют!
Они-то и похоронят светлую память о тех, кто погиб и кто действительно воевал! Они представят войну, о которой сами мало что знают, в романтическом ореоле. Как все было хорошо, как прекрасно! Какие мы герои! И то, что война - ужас, смерть, голод, подлость, подлость и подлость, отойдет на второй план. Настоящие же фронтовики, которых осталось полтора человека, да и те чокнутые, порченые, будут молчать в тряпочку. А начальство, которое тоже в значительной мере останется в живых, погрязнет в склоках: кто воевал хорошо, кто плохо, а вот если бы меня послушали!»