Оригинал взят у
nilambara в
Слава - товар невыгодный. Стоит дорого, сохраняется плохо. Слава - товар невыгодный. Стоит дорого, сохраняется плохо.
О. де Бальзак.
Почему тщеславие - это плохо? Кажется, не потому, что сам человек не достоин славы или должен считать её чем-то плохим. Тут как с гордостью: она плоха потому, что в ней происходит отречение от бытия-как-общения, от любви: замыкание на самом себе ведёт к полному бессмысленному одиночеству. Так и тщеславие плохо в числе прочего тем, что тщеславный человек не столько взращивает свою славу, сколько борется со славой других. По большому счёту - всё в этом мире славно, у всего есть своя слава, всё достойно внимания других. Но человеку трудно занять своё неагрессивное место в этой всеобщей славе, ему хочется исключительного внимания, единичной славы за счёт славы общей.
В христианстве Божья слава (по-гречески - δόξα, докса) - среди центральных понятий (и даже вошла в название одной из христианских Церквей). Но слава - это не гносеологическое понятие, не элемент восприятия или оценки. Она тождественна божественным энергиям или благодати. Энергии, благодать, слава - в восточном христианстве - это как бы инобытие Бога, не что-то отчуждённое, но Сам Бог, повернувшийся вовне к твари, Его общение с тварью, Его связь с ней, Его любовь и явление.
Почему же - тще-славие, тщетный поиск славы или поиск тщетной славы? Потому что в тщеславии как раз и происходит отчуждение славы от человека, де-онтологизация её. Если слава - инобытие, она не может быть целью, целью может быть лишь само бытие, а настоящая слава будет сиять из него независимо от восприятия других (как Божья слава сияла ещё до сотворения мира, когда никто не-Бог не мог ещё её воспринимать). Сосредоточиваясь на славе, человек отворачивается от самого бытия. Может быть, поэтому, по словам О. де Бальзака, слава стоит дорого - ища славы, человек платит за неё своим бытием. Тщеславие - это как бы солипсизм наоборот: вместо «всё существует лишь в моём сознании» получается «я существую лишь в чужом сознании». В тщеславии мы как бы перестаём чувствовать своё бытие вне чужого восприятия, нам постоянно нужны одобрение, восхищение как доказательство нашего собственного бытия.
Но, по тем же словам, сохраняется такая слава плохо. И это хорошо: ведь мир огромен и прекрасен во всех своих бесчисленных проявлениях и нельзя постоянно затмевать его сияние, да ещё и искусственным светом. А настоящего света без любви к другим и восхищения другими быть не может. Поэтому тщеславный обречён не только на пренебрежение собственным бытием, но и на постоянную борьбу с бытием другого и со славой другого, что часто ведёт не только к холодности, но и к ненависти.
Поэтому известная борьба с собственной славой в христианстве - это не странное искажение реальности, не навязанная извне ненависть к себе, не патологическая страсть к самоочернению, но скорее борьба за собственное бытие и за славу других, поддержка общего прекрасного хора сотворённого мира, борьба за настоящее общение, настоящую славу и настоящую любовь.
Tags: dawn
Пишет homo_nudus...