Мысли, возникшие в голове по поводу концерта The Yardbirds

Sep 02, 2007 16:00


Ну вот, наконец, я выкроил время написать пост, поводом для которого послужил концерт группы The Yardbirds, на котором я побывал неделю назад.

Поясню на всякий случай, что The Yardbirds - это классическая английская группа 60х годов, которая за время своего существования эволюционировала от блюза до хардрока, от ритмичных песен с ритмом на первую долю до протяжных психоделических гитарных рифов, постоянно экспериментируя с гитарным звуком, изобретая новые гитарные приемы. Приемы эти легли в основу всей современной рок-музыки.

В наших краях музыка The Yardbirds известна мало - и по вполне понятной причине: мы изучали классический рок «задним числом» и в поле нашего внимания попали преимущественно более поздние группы, которые уже использовали приемы, ранее разработанные The Yardbirds. Сами же The Yardbirds прекратили свое существование в 68 году, после 5 или 6 лет плодотворной работы, оставив соответствующую запись в биогафииях трех выдающихся гитаристов - Эрика Клэптона, игравшего в группе вначале, затем Джефа Бека (которого у нас знают мало), а позже Джимми Пейджа, приложившего руку к последним песням группы, включая один из величайших хитов рок-музыки - Dazed and Confused.

Да, именно Dazed and Confused стала визитной карточкой последнего сезона the Yardbirds, но нам она известна в исполнении другой группы, и у этого факта есть вполне логичное объяснение. The Yardbirds не просто прекратили свое существовани, а плавно трансформировались, претерпев серию изменений состава - сначало были «The Yardbirds featuring Jimmy Page», потом - «New Yardbirds». Группа некоторое время гастролировала под этим именем, но на первой пластинке этой новой группы появилось уже совсем другое имя - Led Zeppelin, так что ничего нет удивительного, что Dazed and Confused оказались в репертуаре Led Zeppelin.

Где-то в 90е годы, кажется, в 92 году, двое из отцов-основателей группы (являющиеся авторами значительной части песен группы) - ритм-гитарист Chris Dreja и ударник Jim McCarty - восстановили группу, заполнив вакансии молодыми музыкантами, и с тех пор они выступают и даже иногда записывают новые альбомы.

Восстановление старых групп и просто гастроли бывших знаменитостей - совсем не редкость. Очевидно, что в таких случаях преследуется две цели: тряхнуть стариной и «накосить бабла», пользуясь известным, хоть и несколько подзабытым именем. Молодежь этих имен уже не знает, поэтому больших сборов, так же, как и больших концертных площадок, им не видать, но стабильный интерес былых поклонников, которые тоже непрочь вспомнить молодость, тем не менее, гарантирован, даже не смотря на то, что выступают такие группы, как правило, не в самом звездном своем составе, от которого, обычно, имеется в наличии от силы 2-3 пенсионера .

Как мне кажется, качество концерта зависит от баланса этих двух целей - если желание привлечь зрителей известным названием преобладает над желанием играть, на хороший концерт можно не рассчитывать.

В качестве примера, я могу сравнить концерт The Yardbirds с выступлением Pete Best band, на котором мне довелось побывать некоторое время назад.

Pete Best - первый ударник The Beatles, который участвовал в ранних гамбургских выступлениях группы, но еще до того, как группа стала известна за пределами Ливерпуля и Гамбурга, его заменил Ringo Star. Тут очевидно именно желание «накосить бабла» пользуясь известным именем, поэтому в рекламе концерта акцент делается на «первый ударник The Beatles», хотя, судя по всему, ударник этот выдающимся музыкантом не был тогда и не стал им на старости лет.

Не знаю, как этот коллектив выглядит с организационно-финансовой стороны, но концерт оставил у меня ощущение, что группа молодых, но посредственных музыкантов захотела подзаработать легких денег. Для этого привлекли пенсионера с известным именем и разучили песни, которые The Beatles пели вначале своей карьеры - по большей части это классические рок-н-ролы других авторов. При этом пенсионер может даже не играть - просто присутствовать, т.к. в группе имеется еще один ударник, для которого стоит на сцене дополнительная ударная установка, и который делает основную работу.

Судя по выражению лица пенсионера, никаких концертов ему уже не хотелось, стучать по барабанам - невмоготу, вперед выходил он всего пару раз - чтобы зал не забывал, что он тут всё-таки есть, поскольку зрители-то пришли на него, но на протяжении концерта видят и слышат каких-то непонятных людей, котрые все время поминают The Beatles. Так что он просто отбывал номер, отрабатывая гонорар.

Так что концерт тот оставил противоречивые впечатления - с одной стороны всегда приятно послушать старые добрые хиты живьем, но с другой стороны - остается ощущение, что тебя просто надули - обещанная знаменитость могла бы больше участвовать в концерте, больше общаться с залом, просто вести концерт, рассказывая о своей работ в The Beatles от первого лица - ведь если бы не его имя, на эту молодую поросль просто никто не пошел бы.

В случае с The Yardbirds все выглядит совершенно иначе. Группу собрали старые участники группы, которые, очевидно, изначально собирались играть хоть и не новую, но качественную музыку. Играть собирались сами, поэтому никаких дублирующих ударников и гитаристов нет - свою работу они отрабатывают по полной программе, несмотря на пенсионный возраст, седину и лысины.

Как и в старые времена, особое внимание было уделено подбору соло-гитариста, и они нашли парня, который очень прилично играет. Также весьма убедительно звучит губная гармошка - она солирует наравне с гитарой. Подбор фронтмена-вокалиста-басиста тоже неплох - молодой человек играет и поет вполне прилично и выглядит достаточно органично, даже внешне напоминая солиста классического состава группы, который, если я не ошибаюсь, погиб в 70е годы в домашней студии от удара электрическим током при игре на незаземленной электрогитаре.

Собственно концерт, как и в случае с Pete Best Band, проходил в рамках летней серии концертов, проходящих в парках на открытых концертных площадках и бесплатных для зрителей. С дорогой на концерт нам как-то не повезло - выехали мы достаточно поздно, а по пути, как по закону подлости, все светофоры были красными, так что прибыли мы с некоторым опозданием, но и концерт начался несколько позже, так что мы ничего не пропустили, правда, лучшие места на лужайке были уже заняты. Впрочем, мы расположились всё-равно неплохо - в левой части «зрительного зала», рядом с плакатом «Питтсбург приветствует The Yardbirds», растянутым между двумя деревцами.


Как и предполагалось, среди зрителей угадывалось множество старых поклонников, которые всё еще непрочь побесноваться под музыку любимой группы, хотя и всякого другого народу тоже хватало, так что публика собралась довольно разношерстная.

С самого начала концерта группа продемонстрировала желание больше играть, чем болтать, сразу же продемонстрировав умение играть и хороший драйв. Каждая новая песня встречала отзыв зрителей, которые подпевали, раскачивались, размахивали руками, кричали, свистели - участвовали как могли в процессе. Я, конечно, не мог похвастаться знанием большинства песен, но кое-что узнавал даже я. Дважды я пробирался ближе к сцене - первый раз - вначале - сделать пару кадров, во второй раз - ближе к концу - побеситься вместе с поклонниками... ну и сделать пару кадров тоже. Кадры, правда, получились не очень - темновато было. При таком освещении снимать бы со штатива, да неподвижные объекты...




Была еще и новая песня - одна из нового CD, который можно было купить рядом.

В конце выступления группа исполнила серию из трех своих хитов - из первого, среднего и последнего периода группы - в качестве иллюстрации того, с чего The Yardbirds начинали и чем закончили, и как они изменили рок-музыку. Начали - с «For Your Love» Последней композицией стала, конечно, «Dazed and Confused», которая буквально сорвала многих зрителей с их мест.




Потом, как и положено, группа ушла, зрители остались хлопать, орать, свистеть - вызывать на бис. The Yardbirds вышли и исполнили еще один хит - отличная вещь, которую я много раз слышал раньше, но воспроизвести ее название здесь не берусь.




Общее впечатление - отличное. Качественный концерт, после которого не хочется переключаться на другую музыку, а хочется послушать еще, хотя бы в записи.
Previous post Next post
Up