"Такое ощущение, что все белгородские твиттеряне сегодня не голосуют,
а работают на избирательных участках"
- Белгород. Это интересно
Белгородская область. 14.10.2012 | Рано утром, в единый день голосования, команда наблюдателей, состоящая из комсомольцев, коммунистов, Левофронтистов и Граждан Наблюдателей, отправилась в город Губкин предотвращать фальсификации на выборах: здесь проводились не только губернаторские выборы, как во всей Белгородской области, но еще и выборы в городской совет. И если с губернатором Святого Белогорья всем все было понятно, то здесь действительно каждый голос мог стать решающим.
1. Приехав в Губкинский райком КПРФ, Анастасия Байбикова, лидер комсомола Белгорода, и Николай Мухин, депутат Белгородской областной Думы, раскоординировали всех наблюдателей по ИУ: кто-то остался наблюдать на участках в Губкине, кто-то взял на себя тяжелый груз отправиться в села Губкинского района, так как все сочли их - самыми сложными местами, а кто-то, как, например, я, Настя Байбикова, Коля Мухин и Дима Шитиков - приняли решение остаться в штабе, или, иначе, называться "Мобильной группой", которая выезжала бы на помощь при нарушениях.
2. Первый звонок мобильной группе поступил уже в 8:30 с 567 избирательного участка от наблюдателя Дениса Шитикова, где члены УИК не стали вывешивать на стену увеличенную копию протокола. Представившись корреспондентами газеты "Гражданский голос", мы поинтересовались, почему они отказываются это делать. Нам ответили: "Это для вас действует только закон, а для нас еще и высшее руководство - закон", после чего председатель УИК решила позвонить этому самому "высшему руководству". Разговор по телефону продолжался несколько минут, а после окончания разговора, председатель УИК с грустными глазами и опущенной головой пошла за протоколом и кнопками.
Предположив, что и на остальных участках то же самое, мы позвонили ребятам и поинтересовались, есть ли такое, как здесь. Но все, как один, отвечали, что все в порядке и увеличенная копия протокола весит. Остается только догадываться, почему здесь произошел данный конфликт.
3. Беда не приходит одна. Не успели мы выйти из 567 ИУ, как нам звонит с 551 ИУ комсомолка Яна Ерошенко и сообщает, что на её участке без объявления о проведении голосования вне помещения и без выписки из реестра решили провести голосование на дому. Получив небольшую юридическую консультацию по телефону от Димы Шитикова, Яна таки заставила избирательную коммисию все выполнять в соответствии с законодательством. Наша помощь на участке почти и не потребовалась.
4. Примерно в 9:00 нам поступило сообщение ещё об одном нарушении. На одном из ИУ председатель УИК отказалась регистрировать наблюдателя после открытия избирательного участка. И снова нашему юристу Шитикову пришлось рассказывать не знающим закона членам УИК о том, что они обязаны делать.
5. Байбикова по-прежнему на телефоне.
6. Примерно в 11:30 на 566 ИУ, где были наши наблюдатели Сергей Катырин и Игорь Цевменко, произошло нарушение закона, которое перерасло в большой конфликт, затянувшийся почти на пять часов. А случилось вот что: гражданин с временной пропиской пришел голосовать, но за три дня до голосования не написал заявления. Однако в УИК закрыли на это глаза и выдали бюллетень молодому человеку. Сергей Катырин, заметив данное нарушение, включил на телефоне видеосъемку и фиксировал тем самым данное нарушение. Проголосовать молодому человеку не дали, однако тот вызвал сотрудников полиции и начал писать заявление на Сергея за "вторжение в личную жизнь", так он высказался о том, что Катырин заснял его лицо на видео.
Обиженный нарушитель пишет заявление на Катырина
Узнав об этом, мы выехали помогать товарищам. Я снова присутствовал и был зарегистрирован на участке в качестве прессы, однако полицейский, увидев у меня фотоаппарат, подбежал и настойчиво приказал попросил ничего тут не снимать. Поинтересовавшись, на каком основании он запрещает мне съемку, тот ответил: "Щас узнаешь на каком", и отправился кому-то звонить. Его телефонный разговор продолжался около 10 минут, после чего он попросил меня представиться, на что я тоже попросил его представиться. Познакомившись, мы разъяснили ситуацию со съемкой и я спокойно мог все фотографировать.
Господа овощи
Полицейские приняли заявление и все разъехались. Все, кроме обиженного: по словам Цевменко, он долго ходил по спорткомплексу, много говорил по телефону и постоянно спрашивал: "Что мне делать? Что делать?".
7. После предыдущего случая, мы решили сами, без звонков, поездить по различным ИУ и посмотреть, все ли там хорошо.
На наше удивление, везде нас на входе встречали полицейские и сопровождали на участки. Разговаривали крайне вежливо, рассказывали и показывали все по первой просьбе.
Председатель УИК регистрирует меня
Вот только реестры заявок на голосование вне помещения почти нигде полностью заполнены не были, везде с нарушениями. Эта проблема была почти на всех участках, где нам довелось побывать.
8. В какой-то момент Мухину на телефон из Брянска позвонил депутат Орловской областной Думы Алексей Лупин. Во время разговора у Мухина чуть глаза на лоб не вылезли. Оказалось, Лупин в Брянской области на одном из избирательных участков поймал здоровенную карусель. 150 человек на трех автобусах вышли с открепительными и проголосовали на участке. Потом достали из сумок новые открепительные и проголосовали на соседнем участке. Лупин со своей командой на какое-то время задержал нарушителей, не давая им зайти в автобусы и вызвал сотрудников полиции. Сотрудники быстро прибыли, но приказали Лупину отойти от автобусов и просто так отпустили преступников, ничего не предприняв.
Лупин очень просил меня написать на KPRF.ru, но модераторы, почему-то так и не запостили эту запись. Однако, в твиттере твит про это набрал 17 ретвитов.
9. Вот такие "головастики" нам постоянно встречались в Губкине, пока мы ходили с одного участка на другой. Страшно.
10.Тем временем, параллельно с нами, работали (если можно так выразиться) наблюдатели от Ассоции Юристов России с лозунгом "За чистые выборы". Именно этих людей все и называли "овощами". Зачем они находились на участках, было бы совершенно непонятно, если бы не
группочка во вконтактике, в которую все они огромным писали: "На таком-то участке все отлично, нарушений нет", чтобы показать "чистоту" выборов. На одном из избирательных участков я даже услышал такую фразу от члена УИК: "За чистые выборы, видетили она! Всякое я видела, но чтобы во время наблюдения демонстративно скатывать конспект и болтать по телефону - это у меня впервые такое". А одна из таких "за чистые выборы" даже обвинила
отлично поработавшую Ирину Сафонову в неадекватности:
Остается только догадываться, не грызет ли совесть этих ребят. Если она у них есть, конечно.
11. Пока мы бродили в поисках нарушений по участкам, писали заметку для KPRF.ru и подкреплялись едой, нам снова позвонили Цевменко с Катыриным. На этот раз у Катырина полицейские пытаются изъять телефон и удалить видеозапись того самого нарушения, вопреки тому, что никакого решения суда для изъятия телефона не было. Мы рванули к ним.
По нашему приезду на Катырина, державшего свой телефон В РУКАХ, уже был составлен протокол: "...отказался предоставить телефон, спрятанный в кармане джинс...". интересно на это отреагировал Сергей Лежнев. Катырин, я думаю, принял во внимание:
Естественно, Катырин не согласился с протоколом. А Цевменко не терял времени и успел настрочить жалобу о том, что прямо на ИУ проводится агитация за Единую Россию: дело в том, что одна из бюллетеней прилипла к прозрачной стенке урны лицевой стороной, а на бюллетене была четко видна галочка, поставленная за ЕдРо.
12. После разбирательств у Катырина и Цема мы поехали в Старый Оскол. Оттуда нам позвонил кандидат в депутаты по одномандатнику Иван Гриднев и сообщил о нарушениях в реестрах заявок на голосование вне помещения. Их до заполняли почти на всех участках уже после самого голосования, что является грубейшим нарушением закона. Пока Дима Шитиков с Настей Байбиковой ездили по участкам и писали жалобы, я решил, что не нужно терять времени и ездил с Ваней Гридневым по другим участкам. Когда я спрашивал у председателей УИК, почему у них не заполнен реестр, они мне обычно вешали лапшу о том, как им сложно это все сделать вовремя и поэтому они плевали на закон. 76 статья избирательного кодексе для них не писана.
13. Пока мы с Ваней Гридневым катались по участкам, время близилось к их закрытию и Мухиным было принято решение возвращаться в Губкин, чтобы там остаться наблюдать за подсчетом голосов. Но, к нашему превеликому сожалению, мы опоздали. Нам оставалось только ехать в штаб и быть на телефоне.
Замечу, что на этих выборах была очень низкая явка. И не только в Губкине, но и во всей стране.
Вот так почти спокойно прошел день голосования в Губкине. "Это тебе не Ивня" - сказал мне кто-то, имея ввиду
приключения на президентских выборах. В Ивне, кстати, явка по официальным данным составила 93,4%