[intellectus] лектофилия VS компетофилия как основа Des Denkens

Sep 18, 2019 13:55

лектофилия -- определение

Тема явилась в комментах.

Заголовок сначала вместо Des Denkens содержал словосочетание "научное поведение", использованное по образцу термина "поисковое поведение" -- два понятия связаны, но соответствуют разным уровням интеллектуса [>> сводка].

***

Итак, позитивная фиксация фактологии в ответ на вопрос читателя -- и нервная реакция на него бывшего олимпиадника-математика -- заставили осознать, что лектофилия бывает прекрасной основой возникновения Des Denkens научного типа. Причём это наблюдение противоречит мейнстриму, который tends to подчёркивать роль скорее соревнований -- школьных олимпиад и прочих "межнаров".

Методологический aside. Этот ход мысли не имел шансов случиться без предварительного введения нового термина "лектофилия" для целей позитивной экспликации некой феноменологии. Это всё в тему важности усилий по созданию Приматологического Тезауруса.
В силу глубины и важности темы не будем стремиться сразу исчерпать её.

Во-первых, возникает вопрос о механизмах перехода от лектофилии к автодидактике -- и далее к "научному поведению". Тут надо ещё подумать.

Во-вторых, очевидна разница мотиваций в двух случаях на уровне нейрофизиологии:
соревновательность [Upd компетофилия] напрямую мотивируется гоноритом, а математика там играет роль средства.

В случае лектофилии как первичной основы соревновательность в описанном кейсе тоже сыграла роль, но в качестве вспомогательного сопровождения -- как способ закрепить поведенческий шаблон "автодидактика": гипосоциат по своей воле не особо будет стремиться "соревноваться" с кем-либо кроме как в своём воображении. Момент соревновательности тут несомненно тоже присутствует -- С.Вяч. может быть спокоен -- но встроен в другую мотивационную конструкцию, с другим приоритетом. Лектофил всегда имеет возможность тихо поудовлетворяться чтением шварцев-янгов-ньютонов-пуанкаре-арнольдов-... -- в результате чего будет накапливаться понимание вместе с шансами на новые "теоремы". Соревновательно-мотивированный олимпиадник показал в комментах стремление упражнять свою комбинаторику на агрессивных передёргиваниях.

Во всяком случае впечатление о дефектности соревновательных мотиваций не является идиосинкразией Наблюдателя: ср. хотя бы коммент. Доводилось слышать и отчётливо негативные высказывания в адрес "спортивных программистов", с которыми (высказываниями) отлично согласуется обильный собственный опыт Наблюдателя по общению с энтим агрессивно-нарциссическим контингентом в контексте того проекта.
Здесь возникает тема глубокой наивности С.Вяч.а (и не только его) в отношении контупероидов, но отвлекаться сейчас не будем.

***

Возвращаясь к механизмам (см. выше "Во-первых, ..."). Для начала можно вспомнить, что у философов излюбленным жанром является критика, вырастающая из "заметок на полях" при именно что чтении чужих опусов.

Далее, рефлексия выявляет тот факт, что растущая наполненность мозга приводит к тому, что при чтении возникают ассоциации -- чем их больше, тем вероятней отвлечение мозга от пассивного чтения на сравнение и проч. (Это отлично сочетается с тем наблюдением, что "сплошное" чтение -- обычное занятие Наблюдателя в возрасте 6-14 лет -- давно стало исключением.)

Если мозг обладает ещё и достаточной комбинаторной способностью, то это только интенсифицирует уход от простого чтения.

***

Добавим сюда тот факт, что лист/экран с текстом содержит гораздо больше информации, нежели оперативная память энцефалона. И тогда естественный шаг усиления удовольствия от мыследеятельности -- заменить чужой текст перед глазами на свой, сконструированный (вполне осознанно или нет) так, что его содержимое в повышенной концентрации содержит сведения, способствующие ассоциативной и -- более общо -- комбинаторной "стрельбе" нейроцепей конкретного m-активирующегося таким образом энцефалона.

Простой свежий пример -- конструирование презентации для доклада на конференции.

Можно представить себе возникновение подобного варианта Des Denkens на основе не общей лектофилии, а её более специальных вариантов: сначала дитё зачитывается какой-нибудь Наукой и жизнью, потом обретает вкус к каким-то математическим задачкам-парадоксам -- и так далее.

***

Заметим, что место соревновательности в этой схеме -- лишь в качестве вспомогательного бустера: когда, например, m-накапливающий понимание в таком процессе энцефалон наткнётся на нечто, что заставит вообразить теорему своего имени, всемирную славу и нобелевскую премию.

Если соревновательность первична, то энцефалон будет скорее направлять свою комбинаторную одарённость на пижинг -- случай мрази Макака.

Некоторое огрубление для пущего заострения даёт такую схему:

лектофилия --> Das Denken

соревновательность --> Das Пижинг, гипонаука, etc.
Upd Пижинг -- не единственный канал, куда может устремиться нейральная энергия компетофила: теорема о всеядности гарантирует, что будут задействованы все средства для достижения главной цели -- включая принесение в жертву всего, что имеет не высший приоритет. Отсюда всевозможная мимикрия, гипонаучность и прочее подобное.

***

Неплохо бы придумать ***филию для "любви к соревнованиям" (которая настолько у Приматического Элемента велика, что стирает границы). Upd компетофилия

intellectus, das_denken, das_пижинг, лектофилия, m-активность

Up