[intellectus] цикл Накопления понимания (вторая форма цикла Интеллектуса-2) "вылизывание грязи" "грязь" как Научный фронтир Принципиальный методологический пункт высоко-приматологической Теории интеллектуса -- это необходимость указания источников гуморальной энергии для разных интеллектуальных "действий".
Например, примордиальный
комбинаторный торк -- это основной кирпичик
m-активности программеров, описываемой ими выражениями типа "ну вот просто люблю программировать" [>>
семинар Пославского].
Свежее обновление старой записи показало, что такое "обвальное" усовершенствование дискретной конструкции -- имея в основе тот же комбинаторный торк -- служит источником гуморальной награды, и этот способ m-удовлетворения может стать привычным -- и, следовательно, стать (хотя бы частично) фундаментом высшего интеллектуального процесса, обозначаемого у нас как
Das Denken.
Тонкость тут в том, чтобы привязать включение
машинки комбинаторного интеллектуса на совершенно особый "виртуальный банан", связанный с упомянутым "вылизыванием грязи". Это привязка нетривиальная -- потому что противоречит примордиальному инстинктивному бананостремительному "сначала сделаю [=достану банан], потом буду думать о красоте" -- а также затрудняется тем, что чем больше нагромождено, тем труднее делать качественную чистку [ср. феномен
приматического замораживания].
The привязка может спонтанно возникнуть лишь в контексте сложных задач -- но это процесс, во-первых, долгий, если он идёт спонтанно. Во-вторых, сквозь достаточно сложные задачи "продерутся" далеко не все.
С "тренером" такую привязку можно развивать (
"ставить базовую технику") уже на не слишком сложных задачах, сквозь которые наивный приматический интеллект смог бы продраться и так (пусть с бОльшими усилиями, но всё же успешно), особенно если он
комбинаторно одарён.
Кстати, многословные текстуальные нагромождения (взять философов -- ну, хоть Иммануила Иоанновича) выдают доминирование механизма
комбинаторного нагромождения над процессом "вылизывания грязи", что отчасти можно объяснить недостатком технических средств (прежде всего текстовое, но также и графическое редактирование, в первую очередь графические редакторы формул). Отчасти -- но не полностью.
Другое дело, что само наличие технических средств достаточно мощно (утверждение из опыта Наблюдателя) фацилитирует развитие обсуждаемой интеллектуальной техники.